Журнал о шрифте и типографике, языке и времени, людях и визуальных традициях
-
История
Письменность и её графический язык
30.10.2020«Для того чтобы начать свободно экспериментировать с формами и ритмами кириллицы, нужно поставить под вопрос общепринятые практики и решиться сделать иначе». Авторы телеграм-канала «DIN, съевший Гельветику, и его друзья» Ирина Смирнова и Макс Ильинов — дизайнеры шрифта и каллиграфы — много работают над локализациями шрифтов. Они постоянно задаются вопросом: как экспериментировать с формой и ритмом кириллицы, не подстраиваясь под латиницу? И как обойти всё упрощающую доминанту — взять готовые детали исходной письменности и построить из них собственные знаки? -
История
О развитии кирилловских знаков и их графики
21.09.2020Истории известны примеры авторских изобретений письменности для целых этносов, однако редкая письменность подвергалась такому количеству преобразований и реформ, как кириллица. В этом очерке типограф и главный редактор журнала «Шрифт» Евгений Юкечев разбирается как с базовыми положениями и особенностями эволюции кирилловской письменности и её печатной графики, так и с современным состоянием и знаковым составом кирилловского алфавита. -
История
Типографика с лирической поправкой на время
16.04.2020Художник Владимир Медведев (1931–1999) посвятил жизнь книге и печатной графике. Парадоксально, но одного из самых ярких людей в отечественном графическом дизайне второй половины XX века практически никто не знает: в сети о нём нет информации, за исключением нескольких строк. Георгий Ратьковский собрал коллекцию работ Владимира Медведева и прокомментировал любимые образцы. -
История
Техническая эстетика: эпизоды из жизни легендарного бюллетеня
24.01.2020Мы живём во времена, перенасыщенные информацией, но при этом очень многое проходит мимо нашего внимания. К примеру, советский дизайн. «Зверь», до сих пор экзотический и малоизученный не только в мире, но и в современной России. Дизайнер Сергей Петров перелистал свою коллекцию журналов «Техническая эстетика», поговорил с участниками редколлегии журнала разных лет и написал о том, почему и сегодня ТЭ остаётся привлекательным феноменом для исследователей графической культуры, о чём говорит и недавно вышедшая увесистая монография о ВНИИТЭ в издательстве Unit Editions. -
История
Из истории шрифтовых конкурсов
12.09.2019Type design competition — машина с отлаженным за много лет механизмом и особенностями в зависимости от регламента, состава жюри и методов оценки работ. Всё чаще в конкурсах появляется категория для нелатинских шрифтов. Дизайнер Константин Головченко долгое время изучал историю конкурсов кириллических шрифтов и собрал уникальные архивные материалы о проектах и художниках. Мы публикуем первую часть его исследования — о том, какие были конкурсы в дореволюционной России и в первые годы советской власти. -
История
Поджо Браччолини и загадочная надпись в Террануова-Браччолини: гипотеза о возрождении Римского монументального письма
9.02.2018Мемориальная доска с текстом Поджо Браччолини из церкви Святой Марии в Террануова-Браччолини, небольшом тосканском городке между Флоренцией и Ареццо — одна из самых странных надписей эпохи Возрождения. Длинный текст рассказывает, как «один римский гражданин, бедный и нуждающийся», сетовал Богу на свою жизнь. В череде снов ему привиделся призрак, повелевший разрушить алтарь в церкви, построенной Сикстом II, ибо под ним скрывалось сокровище... -
Колонка
Издательская история «Типографики в терминах и образах»
15.08.2017Мой чёрно-белый двухтомник пробивался к свету долго и через множество инстанций. Двадцатилетняя история его появления знаменует мучительный процесс восполнения недостающего профессионального словосмысла, эпизод сопротивления невежеству, недальновидности, высокомерию. Громко говоря — случай торжества справедливости. -
История
Рисованный шрифт Льва Збарского
23.03.2017Время Збарского — время книг нового стиля. Короткая оттепель (1954–1964) в советской жизни и культуре коснулась и пространства книги, преобразовала её составные элементы: переплётные материалы, фактуру, колорит, композицию обложек и титульных листов, характер леттеринга и стилистику иллюстраций. Господство псевдоклассического фасада 40–50-х годов в книге с его торжественными, строго симметричными и однообразно безжизненными шрифтовыми композициями сменилось свободным, лёгким и человечным рисованным шрифтом. -
История
Краткая история геометрических гротесков
в немецкой культуре15.02.2017Шрифты выражают дух времени. Бурные двадцатые XX века подарили миру целый ряд открытий: принципиальность в искусстве, новые идеи в науке, интенсивное развитие инженерной мысли в Германии. Это нашло своё отражение и в «новой типографике». Между 1925 и 1930 годами появился и принципиально иной подход к шрифтам — их стали «строить», что дало импульс развитию геометрических гротесков. -
Колонка
Встречи с Виллу Тоотсом
31.10.2016Максим Жуков делится личными воспоминаниями о своих встречах с всемирно известным эстонским каллиграфом, художником шрифта, книжным дизайнером, автором и педагогом Виллу Тоотсом (1916–1993). «Тоотс произвел на меня сильное впечатление. Его облик и манеры противоречили расхожим стереотипам о холодности и медлительности прибалтов: в каждом его движении сквозили энергия и живость». В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения мастера. -
Полка
«Жизнь и эпоха Джамбаттисты Бодони» глазами Валери Лестер
10.05.2016В американском издательстве David R. Godine в сентябре прошлого года вышло жизнеописание итальянского пуансониста, гравёра, печатника и типографа Джамбаттисты Бодони (Giambattista Bodoni, 1740–1813). Удивительно, но до сих пор не существовало подробной биографии этого выдающегося художника и ремесленника, который ещё при жизни стал национальной гордостью. Писательница и исследовательница Валери Лестер с академической строгостью и опытом беллетриста воссоздала мир, в котором жил и работал Бодони. -
История
Макс Кафлиш
и «идеальная книга»2.03.2016Герман Цапф: «Макс Кафлиш (Max Caflisch * 25.10.1916; † 03.03.2004) выступает за удобную и востребованную книгу, без изощрённых типографических приёмов. Он не относится к почитателям чихольдовской школы с её догматичной типографикой. В докладе, опубликованном к 20-летию основания Международной ассоциации типографов (ATypI) в 1977 году, на странице 29 мы читаем: „Вопрос, следует ли набору быть симметричным или асимметричным, к счастью, потерял свою актуальность. Типографика не должна быть традиционной или прогрессивной, она должна быть выстроена таким образом, чтобы простейшими и действенными средствами оптимально достигать поставленной цели“». -
История
Книга и шрифт в 1960-е:
от оттепели к застою16.12.2015Глава о книгах и художниках 1960-х годов XX века из монографии Юрия Герчука «Искусство печатной книги в России XVI–XXI веков». В труде Юрия Яковлевича Герчука рассматриваются сложные и малоисследованные процессы становления и развития искусства печатной книги в России за несколько столетий. Тема книжного и шрифтового дизайна в СССР 1960-х годов выбрана нами не случайно: подобно советскому оттепельному искусству, дизайн этого периода является яркой приметой времени и по-прежнему вдохновляет многих современных художников. -
История
Об унификации графем алфавитов
14.01.2015C. Б. Телингатер: «Я не могу отделаться от мысли, что в процессе своего исторического развития языковые алфавиты вместо того, чтоб сохранить и совершенствовать первородные достоинства простоты своей первоосновы, утратили их, усложнили возможность единственного пользования алфавитом. Классическая первооснова этих национальных алфавитов, греко-римская форма алфавита, была построена на соответствии отдельной графемы буквы, соответствующей звуковой единице фонематического строя языка, — одна буква условно выражала один звук...» -
История
Сквозь мглу и хаос
29.10.2014«Он выработал совершенно новый шрифт, непонятно из каких источников выведенный... — написал Эраст Кузнецов о Сергее Чехонине. Действительно, в истории кириллицы (как, впрочем, и любой другой письменности) не найдётся ни одного образца, сколь-нибудь близкого чехонинским буквам. И всё же источники, хотя бы косвенные, вполне можно обозначить». -
История
История одного стандарта
10.09.2014В 1930 году в СССР произошло важное событие, существенно повлиявшее на развитие полиграфического оформления изданий на протяжении десятилетий. В феврале Всесоюзным комитетом по стандартизации был принят обязательный Общесоюзный стандарт 1337 «Шрифты гартовые». Вступая в силу с 1932 года, ОСТ 1337 регламентировал ассортимент ручных шрифтов, производимых отечественными словолитнями. Кроме того, фактически он определял и шрифтовой ассортимент типографий, поскольку не вошедшие в него шрифты должны были быть изъяты и сданы для переплавки. -
История
Типографика футуристов
на взгляд типографа.
Часть вторая18.06.2014«Я потратил немало часов своей печальной жизни на вставку малюсеньких свинцовых брусочков между тысячами литер, прошедших через мои пальцы» — так писал Илья Зданевич в своих заметках Пятьдесят лет спустя. О том, что он был типографом в полном смысле слова, говорят не только его собственные признания. Почти все авторы, пишущие о футуризме, сходятся в том, что все имена «лучистых поэтов», чьи работы даны в статье С. Худакова из сборника Ослиный хвост и Мишень (1913), как и имя автора статьи, — вымысел И. Зданевича. Если так, то самые ранние футуристические эксперименты с набором предприняты (до Маринетти) именно им. -
История
Теория Фаворского о шрифте
14.05.2014Глава из книги «Об искусстве, о книге, о гравюре» (Москва, 1986) мастера русской гравюры, книжного дизайна, живописца и теоретика искусства Владимира Фаворского. В статье рассматривается графическая выразительность отдельных букв русского алфавита, особенности композиции слова и фразы, затрагиваются важные понятия чёрного и белого в шрифте. Не меньший интерес представляют рассуждения великого графика о связи шрифта с иллюстрациями. -
Интервью
Юрий Герчук
о Владимире Фаворском12.03.2014«И я не думаю, что Борис Годунов сделан иначе, чем, скажем, Книга Руфь или Пильняк... Пильняк, между прочим, — книжка, особняком стоящая, ничего похожего у Фаворского больше нет, очень интересная работа, но она единственная в своём роде. Книга Руфь лежит в каком-то ряду, а здесь всё было изготовлено совершенно иначе. Я думаю, что это скорее общее влияние атмосферы художественной, которая всё-таки была другой, и уже работать так, как в 20-е годы, было, видимо, нельзя. Внутренне нельзя, не только внешне, не только по внешним причинам. Всегда были люди, которые считали, что настоящий Фаворский — ранний, были люди, которые считали, что настоящий Фаворский — поздний». -
История
Письмо Максима Жукова Владимиру Ефимову
23.02.2014Нью-Йорк, 15 сентября 1995. «В советскую эпоху, когда шрифтовое хозяйство было взято на спецучёт, развитие типографики было пресечено за ненадобностью. Как секса, типографики в СССР — не существовало... Одновременно, с распространением рисованного шрифта (все мы рисовали шрифт; а что нам оставалось?!), к художникам книги пришло удивительное, ни с чем не сравнимое чувство хозяина шрифта, и его рисование сделалось интимным средством самоутверждения. В отсутствие настоящей школы, в противоестественных обстоятельствах симуляции типографики подручными средствами, шрифтовая графика превратилась в уникальное по накалу страстей ристалище художнических амбиций. Жар этих разборок ощущается и поныне». -
История
Кириллица
в русской культуре18.02.2014Выступление Юрия Герчука на конференции ATypI-2008 в Санкт-Петербурге: «В теории происхождения гражданского шрифта, выдвинутой в 1947 году историком шрифта А. Г. Шицгалом, изложено, что именно скоропись и послужила для него графической основой. Теория эта не подвергалась до сих пор серьёзной критике и легла в основу позднейших характеристик петровского шрифта. Между тем как мотивы, так и доводы этого автора представляются мне сомнительными». -
Соло
Кириллический Киш.
Часть вторая24.01.2014Шрифты Киша — одни из лучших образцов динамичной барочной голландской антиквы старого стиля. В очерке Владимир Ефимов подробно рассказывает об истории создания кириллической гарнитуры Bitstream Kis — современной версии шрифтов Киша. Один из красивейших латинских шрифтов эпохи великого самодержца, по мнению автора, даёт ответ на резонный вопрос: «Могла ли форма петровского шрифта быть иной?» -
История
Типографика футуристов
на взгляд типографа10.12.2013Статья написана Владимиром Кричевским, автором известных книг, исследователем русского графического дизайна начала XX века. «Типографика футуристов...» была опубликована в «Терентьевском сборнике» под редакцией С. Кудрявцева в 1998 году и, по словам автора, осталась непрочитанной как дизайнерами, так и филологами. -
История
Гражданский шрифт
и кириллический Киш.
Часть первая3.09.2013Очерк Владимира Ефимова об истории гражданского шрифта и создании современного кириллического шрифта с учётом исторических форм — Civil Type and Kis Cyrillic. Сегодня, спустя 10 лет после выхода, статья не только не потеряла своей актуальности, но ещё сильнее способна взволновать и профессионалов, и просто читателей, которые интересуются историей гражданского шрифта. -
Фрутигер
Адриан Фрутигер, его типографические произведения и труды
Октябрь 2018Йост Хохули написал этот очерк в 1994 году и, кроме комментариев о шрифтах, в нём размещены ключевые биографические сведения об Адриане Фрутигере. В 2017 году текст был переиздан отдельной брошюрой в Нью-Йорке (серия Typophiles Monographs) с послесловием автора. Перевод и издание этих текстов в России лишь частично закрывает огромный пробел в русскоязычных публикациях о выдающемся дизайнере и его работах.
-
История
Шрифты Галины Банниковой
Август 2019Наиболее известной работой Галины Андреевной Банниковой (30 марта 1901 — 27 июня 1972) является Банниковская гарнитура, выпущенная Отделом наборных шрифтов НПО «Полиграфмаш» в 1949 году сначала для ручного, а после (в 1951-м) и для строкоотливного набора. Исследование Банниковской гарнитуры — яркого примера синтеза графики русского гражданского шрифта начала XVIII века и старостильных антикв эпохи Возрождения — до сих пор не выходило за пределы общих характеристик шрифта и справочных сведений о его авторе.
-
История
Откуда пошел палочный шрифт
Март 2022Генетическую память революция отнюдь не отшибла. Но видеть в линейных шрифтах древности прямой прообраз палочного — это было бы, пожалуй, натяжкой. Тогда придётся перескочить сразу в начало ХХ века. Палочные шрифты порождены, с одной стороны, родовыми капризами стиля модерн (стало быть, всё теми же «немцами»), с другой — практическими нуждами рекламы, где палочность могла диктоваться необходимостью в крупных и к тому же плотных надписях.
- Магазин