акс Кафлиш (* 25 октября 1916, Винтертур; † 3 марта 2004) не известен русскому читателю в той мере, в какой этот швейцарский типограф того заслуживает. Его современнику Яну Чихольду повезло больше благодаря переведённому на русский язык и изданному «Облику книги» (М.: «Книга», 1980; М.: «Издал», 2008). Макс Кафлиш прошёл впечатляющий профессиональный путь: с 1932 по 1936 год он обучался основам ручного набора вместе с уже упомянутым Яном Чихольдом и Имре Райнером, в годы войны изучал типографику в Базеле, после почти двадцать лет жизни посвятил работе арт-директором в крупнейшем на тот момент европейском издательстве Benteli в Берне. Макс Кафлиш стал известен как преподаватель и глава департамента графического дизайна в Училище искусств и ремёсел в Цюрихе и в Техническом полиграфическом училище. Кроме этого, Кафлиш был консультантом по типографике в компаниях IBM и Adobe. Чтобы познакомить вас с этим уникальным типографом, мы перевели эссе Германа Цапфа о Максе Кафлише из сборника эссе и публикаций о нём Typographia practica (1988). От редакции
Макс Кафлиш — типограф. Типограф старой школы. Нужна ли эта профессия в наше время, когда компьютеры всё стремительнее вытесняют навыки квалифицированного типографа и когда производство печатной книги стоит перед опасностью исчезновения?
Конечно, книгу можно создать и без типографа, как и типовое здание можно построить без архитектора. Но разумно ли это? Функция типографа по сути и есть работа архитектора. Типограф, как и архитектор, своими работами не должен презентовать самого себя. Он лишь планирует, прорабатывает и продумывает оптимальное применение как технических, так и экономических средств для получения хорошей книги.
Но что такое хорошая книга? Существует ли вообще идеальная книга, о которой на рубеже двух веков так мечтал Кобден-Сандерсон? На практике мы постоянно сталкиваемся с компромиссами, начиная с финансовых ограничений издателем и заканчивая соблюдением норм производства. С подобными проблемами сталкивались и раньше. Ошибочно считать, будто современные дизайнеры, которых переполняют творческие идеи, имеют неограниченную свободу.
Мы грезим о безупречной, идеально выстроенной книге. Но что происходит в действительности? В процессе производства, как правило, появляются различного рода препятствия: невнимательность при наборе или печати, ошибки техники или непредвиденные сложности. Поэтому очень редко удаётся приблизиться к цели — идеальной книге. Заметим сразу, что взгляд Макса Кафлиша на книгу ничуть не упрощает дела. Он видит такие мелочи, на которые обычный человек и не обращает внимания.
Спешка, присущая нашему времени, ещё больше мешает созданию совершенной книги. И только немногим дизайнерам вопреки всем трудностям удаётся достичь этой цели — создать книгу, которая была бы читабельна, органично оформлена и востребована. Наше сегодняшнее представление о печатных книгах для библиофилов сильно отличается от представлений Уильяма Морриса и Кобдена-Сандерсона.
Макс Кафлиш выступает за удобную и востребованную книгу, без изощрённых типографических приёмов. Он не относится к почитателям чихольдовской школы с её догматичной типографикой. В докладе, опубликованном к 20-летию основания Международной ассоциации типографов (ATypI) в 1977 году, на странице 29 мы читаем: «Вопрос, следует ли набору быть симметричным или асимметричным, к счастью, потерял свою актуальность. Типографика не должна быть традиционной или прогрессивной, она должна быть выстроена таким образом, чтобы простейшими и действенными средствами оптимально достигать поставленной цели».
Кафлиш избегает стерильного и часто бессмысленного использования гротескных шрифтов в оформлении книги. Приведённые ниже примеры отражают его мастерство как в создании книги, так и в виртуозном обращении с типографическими деталями. Его работы узнаваемы читателями, которые не замечают (хотя они и не должны), сколько размышлений и опыта заложено в простую и убедительную конструкцию книги. У Макса Кафлиша нет типографических излишеств, так как они противоречат его концепции бережливого выбора шрифтов. Он не связывает дизайн своих книг с какой-либо идеологией или школой и не является последователем так называемой швейцарской типографики. Его шрифтовые решения просты и убедительны как в работах для различных издательств, так и в оформлении Библии. Они достигаются логично построенным макетом для каждой книги и не зависят от того или иного стиля или национальной традиции.
Макс Кафлиш предпочитает удобные в обращении форматы книг, принятые, например, в издательстве Hans Huber в Берне (работу над которыми он долгие годы возглавлял). Ему интересно издание школьных учебников с их разнообразными типографическими сложностями. Всё свое мастерство типограф вложил также в оформление Библии, над которой он работал для Вюртембергского церковного издательства.
Но где лежат истоки мастерства Макса Кафлиша? Где он получил опыт, который помогает ему принимать правильные решения?
Макс Кафлиш родился 25 октября 1916 года в Винтертуре (Швейцария). Он относится к тому поколению, которое в совершенстве владело искусством ручного набора (что, к сожалению, не является в наше время само собой разумеющимся). Эти четыре года, с 1932 по 1936-й он провёл в типографии Studer-Schläpfer в Хоргене под Цюрихом. Затем Кафлиш продолжил обучение в училище искусств в Цюрихе (Zürcher Hochschule der Künste), а затем, с 1938 по 1941 год, в Базеле, где он работал первым наборщиком акцидентной печатной продукции в типографии Бено Швабе (Benno Schwabe) и Биркхойзера (Birkhäuser) и где одновременно с ним трудились Ян Чихольд и Имре Райнер (Imre Reiner). С 1943 по 1962 год он оттачивал мастерство в типографии при издательском доме в Берн-Бюмплице, где он был главным художником всей выпускаемой продукции. Наряду с этим он сотрудничал с несколькими издательствами, такими как Holbein в Базеле, Francke und Herbert Lang в Берне. Параллельно Макс Кафлиш работал с государственным образовательным издательством в Берне и с издательством Artemis в Цюрихе.
Следует упомянуть о его преподавательской деятельности, которая началась в период Второй мировой войны, в 1941–1942 годах, в Базеле, в училище искусств, и продолжилась в 1962 году в Академии искусств в Цюрихе. Там Макс Кафлиш был назначен руководителем преподавательского состава. На этот период (он работал до 1981 года) приходится планирование и оформление нового здания графического факультета. Свои педагогические методики Кафлишу удалось опробовать и в Техническом училище графической промышленности (Technikerschule der grafischen Industrie Zürich, TGZ), где он проработал с 1973 по 1978 год.
Международное признание его книги получили на конкурсах лучшей книги Швейцарии, Западной Германии, Америки и на международной выставке книжного искусства в Лейпциге (2 золотые медали, серебряная, первая премия «Золотая буква»). В основополагающем труде «Основы типографского набора», который был опубликован в 1951 году в ежемесячном журнале Typographische Monatsblätter (вып. I, 1951), Кафлиш разбирает типографические нюансы. Этот труд всё еще актуален и может служить учебным пособием, несмотря на то что относится только к металлическим шрифтам для ручного набора.
Обширные знания Кафлиша в области типографской техники пригодились компании IBM — в 1962 году комьютерный гигант пригласил дизайнера заняться составлением шрифтовой библиотеки для наборных машин IBM Composer. Позже, в 1965 году, Баварская шрифтолитейная мастерская во Франкфурте-на-Майне привлекла его в качестве консультанта по типографике. В их шрифтолитейном цеху был отлит шрифт Кафлиша Columna (1955). Самые современные разработки тоже не оставались без его внимания: с 1972 года Кафлиш трудился консультантом компании доктора Рудольфа Хелла, где отвечал за все их шрифтовые направления.
Моя совместная работа с Максом Кафлишем началась в Стокгольме в 1964 году, когда там проходил один из звёздных семинаров Брора Цахриссона (Bror Zachrisson). Этот семинар мы проводили с Беатрис Уорд (Beatrice Warde), и он был посвящён проблемам фотонабора. По прошествии нескольких лет Макс Кафлиш на базе «Компании Хелла» смог реализовать свои идеи, связанные со шрифтовыми программами. Его новые гарнитуры больше не являлись прямой переработкой исторических шрифтов или воссозданием гарнитур по старым чертежам.
Думаю, Макс Кафлиш был первым, кто способствовал появлению оригинальных шрифтов, созданных с помощью цифровой техники. В результате нашей совместной деятельности появились мои шрифты Marconi-Antiqua (1973, опубликован в 1976), Edison-Antiqua (1977), Vario (1982), Aurelia-Antiqua (1983).
Сегодня деятельность Кафлиша охватывает сферу новейших разработок в области цифровой техники, в том числе слияние компьютерной графики со шрифтом, что является логическим путём развития типографики в будущем. Счастливое стечение обстоятельств — иметь такого человека в помощниках и советчиках по техническим вопросам.
Макс Кафлиш остаётся типографом, которого мы многие годы знаем и которым восхищаемся. Он не называет себя дизайнером в области визуальных коммуникаций. Он дизайнер книги, типограф в самом глубоком смысле этого слова. И такие специалисты нужны сейчас и будут нужны в будущем.
Томас Джеймс Кобден-Сандерсон (Thomas James Cobden-Sanderson; * 2 декабря 1840; † 7 сентября 1922) — английский художник, дизайнер книги и переплётчик, деятельность которого была связана с Движением искусств и ремёсел. Был близок к семье Уильяма Морриса, под его же влиянием занялся переплётным делом (в частности, изготавливал переплёты для книг моррисовского издательства Kelmscott Press).
Определение «Идеальная книга» — часть названия эссе Кобдена-Сандерсона, законченного им в 1900 году. В этом эссе он, как и Уильям Моррис, провозглашает самодостаточность всех частей книги — литературного содержания, бумаги, переплёта, иллюстраций, способа печати и типографики как таковой. Соединение этих частей в правильном порядке и ритме Кобден-Сандерсон и называл идеальной книгой. Однако он предпочитал опираться на чистую типографику и, в отличие от Морриса, отвергал значение иллюстрации и орнамента в книге.
Современная цифровая версия гарнитуры имеет 4 текстовых начертания и 3 дисплейных. — Прим. ред.
В новой версии гарнитуры Самнер Стоун, напротив, добавил эти засечки. — Прим. ред.
В современной версии шрифта эти формы вынесены в отдельный сет Swash Italic. — Прим. ред.
Также вынесены в сет Swash Italic. — Прим. ред.
Уильям Моррис (William Morris; *24 марта 1834; † 3 октября 1896) — английский поэт, художник, издатель, один из лидеров Движения искусств и ремёсел. В 1891 году основал издательство Kelmscott Press. Издательская и типографическая доктрины были изложены им в «Заметке по поводу открытия издательства Kelmscott Press» (1895). Уильям Моррис вдохновлялся каллиграфией (и считал её точкой отсчёта для книгопечатания) и средневековыми рукописными книгами. Kelmscott Press выпускало изящные книги, вызывающе непохожие на массовые издательские новинки того времени. Главным издательским принципом Моррис считал совершенство всех составляющих книги: шрифта, бумаги (она должна была быть непременно ручного литья), чернил, вёрстки и оттиска (ручного). Орнамент должен был сочетаться с изящным шрифтом в духе шрифтов венецианских печатников, разворот книги строился с богатыми полями, особое внимание уделялось глубине и объёмности оттиска, а также переплёту книги.