Художник Владимир Медведев (1931–1999) посвятил жизнь книге и печатной графике. Парадоксально, но одного из самых ярких людей в отечественном графическом дизайне второй половины XX века практически никто не знает: в сети о нём нет информации, за исключением нескольких строк. Увы, такова участь многих профессионалов ушедшей эпохи — скромных, чутких графиков, неизвестных и поныне.
Практически каждая публикация о книжном дизайне в СССР послевоенного времени сопровождается перечислением имён художников Л. Збарского, Б. Маркевича, Ю. Соостера, однако за бортом часто остаются работы таких мастеров, как Добрицын, Абоев, Гришин, Громан, Эльконин, Акимов, Крейцер, Пожарский, Клячко, Медведев (список можно продолжать долго). Хочется, чтобы появлялось больше содержательных публикаций, основанных на собственных исследованиях, а не на пересказе уже существующего. Материала для изучения много.
Не так давно вышла книга Владимира Кричевского «Графические знаки Оттепели», посвящённая уникальной книжной графике 1960-х. На страницах книги про О-стиль (авторский неологизм) среди сотен работ можно найти издания, оформленные Владимиром Медведевым. Они выделяются необычной композицией, игрой шрифтовых форм, контрастом кеглей, но при этом остаются сдержанными и аккуратными. Графический образ Оттепели во многом сформировался благодаря Медведеву, ведь большая часть московских книжных шедевров 60-х появилась в «Советском писателе», где он трудился главным художником и художественным редактором.
В истории отечественной графики эпоха Оттепели (с большой буквы!) сыграла важную роль: в книжный дизайн вернулась искренность, давшая особый импульс шрифтовой графике, новому языку образов. Абрис сдвоенных лиц, человеческая фигура, девушка, цветы и, конечно, солнце — вот лишь небольшой список объектов, символизирующих расцвет и весну в оттепельной книге. И ещё один немаловажный момент: советская книга не стремилась замкнуться, отгородиться от внешнего мира и международного культурного контекста. В издательствах «Высшая школа» и «Прогресс» выходили книги на иностранных языках, которые и сегодня встречаются в европейских букинистических лавках, на книжных развалах и онлайн-аукционах. Обильно иллюстрированная книга как жанр стала ярким свидетельством очень короткой и плодотворной эпохи. К сожалению, вместе с феноменом Оттепели погасла и культура графики, о чём свидетельствуют слова самого Владимира Медведева после посещения X Московской книжной ярмарки в 1997 году:
«Ярмарка показывает, что исчезла культура книжного оформления, более того, убито целое поколение книжных художников, которые составляли гордость европейской графики. Эти люди ушли непонятно во что и занимаются чем угодно, только не книжным оформлением. Посмотрите на стенды, что рисуют и как оформляют. Ужас. Полная деградация».
Не случайно Владимир Васильевич упоминает о рисовании. Ручная работа является основой для придания формы абсолютно любому объекту. Исторически сложилось, что отечественная графическая культура, в том числе и шрифтовая, была именно рисовальной. Художник мог не владеть шрифтом, чего не скажешь о рисунке, и не случайно почти весь XX век внутри книги такое внимание уделяли иллюстрации. В 60-е годы случился как иллюстративный, так и шрифтовой бум, в основе которого был рисунок. Медведев первоклассно владел рисунком, в частности перьевым, линейным. Но и линией он не ограничивался, а использовал вторую технику — острым ножом вырезал из чёрной бумаги пятна и составлял минималистичную контрастную композицию с включением белого, как это принято при работе над созданием, например, наборного шрифта.
Обратимся к работам мастера. Возможно, самая густозаселённая ёлками книга за всю историю мирового книгопечатания — «Находка» Владимира Тендрякова. По сюжету главный герой пробирается через восемнадцать километров леса. В интерпретации художника — полностью елового. Шрифт в книге (разумеется, кроме основного наборного) рисованный. Заострённый лесной массив иногда встречается и в других книгах с иллюстрациями Медведева.
«У меня нет большого опыта работы в иллюстрации. Процесс её рождения для меня мучителен от начала до конца. Чрезвычайно важен и долог сбор необходимого материала, связанного с сюжетом и историей иллюстрируемого произведения. Чем обильнее и интереснее материал, тем глубже я погружаюсь в него. Работа перерастает все дозволенные временем границы, что часто сказывается на качестве эскизов и оригиналов».
Так Медведев описывает процесс работы в сборнике о русской книжной иллюстрации, куда помещена одна из немногочисленных статей дизайнера. В статье он отмечает, что иллюстрация для него — и способ самовыражения, и возможность образно отразить время, а также одно из самых интересных проявлений культуры.
«Стрела над океаном» — одна из ранних работ. Здесь и оттепельный рисованный шрифт, и многообразие форм, и целых шесть разных красок. Книга примечательна обилием маленьких картиночек-заставок, нетипичных для Медведева — обычно иллюстрации у художника крупные (на полосу или в полполосы), и встречаются они не так часто. Тот самый саночник с гигантской птицей, взятый в качестве «буквицы» для статьи, позаимствован из этой книги.
Нельзя не отметить осведомлённость дизайнера о (поли)графических приёмах. Он знал об особенностях книжного дизайна 1930-х, например о неравных друг другу по изображению форзацах, рисованном титульном развороте, о картинке над названием на лице книги; заимствовал популярные приёмы 1920-х — распашную обложку (когда изображение переходит с лицевой сторонки на заднюю), знал и об этикетке, не говоря уже о крупных акцидентных буквах. Следующие два издания принадлежат одному писателю — А. Кулешову, и вышли они из-под руки Медведева с разницей в четыре года. В обеих книгах видно обращение к диаметрально противоположным стилям — почувствуйте разницу.
Фотомонтаж
Практически всегда Медведев сопровождал серьёзные издания документальными фотографиями из хроники, тщательно подбирая подходящие на полосу снимки. Это был не слишком творческий процесс, но он позволял всегда иметь под рукой фотоматериал для будущих книг. «Бильд-редактура» Медведева отличается простотой и точностью решений.
«Времени в обрез» — вот что буквально говорит обложка книги Александра Кулешова о пяти подвигах молодёжи. Обложка элементарна, но не лишена нюансов. Циферблат дан только с чётными цифрами, чтобы осталось место для заголовка, а сами часы поставлены на лист максимально крупно, враспор, и немного повёрнуты для «звона» композиции, ощущения громоздкости и контраста. В противовес тяжёлому верху — лёгкий низ. В подвале поместилась строка с именем автора.
Часто художник включал фотографию в активное взаимодействие со шрифтом и иллюстрацией. Ещё один излюбленный приём — крупный портрет автора книги рядом с титульным листом или на загибающейся внутрь части суперобложки. Традиционный для авангардной книги, этот ход Медведев любил довести до предела, кадрируя лица максимально крупно.
Медведев — художественный редактор
Владимир Медведев начал работать в «Совписе» в 1955 году по распределению после окончания Полиграфического института. К 1960 году он уже художественный редактор издательства. Из воспоминаний Бориса Мессерера:
К концу учёбы в МАРХИ я уже подрабатывал художником — оформителем книг в издательстве «Советский писатель». <…> Художественным редактором там работал Володя Медведев. С ним я познакомился ещё в детстве в Поленове, куда он приезжал с Московской художественной школой, имевшей там свой лагерь.
Володя Медведев был крупный высокий человек, но с исключительной лёгкостью носился вверх и вниз по узким лесенкам перестроенного помещения, собирая у редакторов и начальников подписи, необходимые для прохождения иллюстраций через инстанции. В издательстве постоянно толпились литераторы, художники, редакторы и прочий люд. Я с гордостью бывал в этом заманчивом месте. Моя гордость подогревалась и тем, что я ещё студентом начал получать заказы как художник книги и зарабатывать деньги.
Навыки командной работы Медведева-волейболиста помогали совмещать творческую работу в издательстве с обязанностями редактора, продвигать слишком смелые для некоторых редакторов иллюстрации своих коллег и оформлять книги для пары десятков других издательств. «Молодая гвардия», «Московский рабочий», «Советская Россия», «Художественная литература», «Мысль», «Советский художник», Географгиз, «Наука», «Правда», «Известия», «Искусство», «Высшая школа», «Знание», «Издательство иностранной литературы», «Книга» — это ещё не полный список за всю его карьеру. Книги в его оформлении выходили в Саратове, Мурманске, Хабаровске — география впечатляет.
Журналист и редактор Владислав Матусевич так описывает опыт взаимодействия с худредами издательства «Советский писатель»: «Ох уж эти мне художественные редакторы! По двадцать раз ходишь к ним, ловишь в коридорах, буфете… Неторопливые, вальяжные… Но все симпатичные, весёлые, остроумные. <…> И всех их опекает Владимир Васильевич Медведев. Он крупный мастер книжной графики, работает в издательстве всю свою творческую жизнь. <…> Со всеми он на „ты“, всех писателей знает в лицо, и все его знают, просят часто директора, чтобы именно Медведев оформлял их книги».
Медведев — типограф
Вероятно, самая известная работа Медведева — книга «Антимиры» поэта Андрея Вознесенского. Прописная асимметричная «А», устремлённая вправо и вверх, стала одним из символов эпохи, в какой-то момент она перебралась на афиши выступлений поэта, и даже в наши дни её можно увидеть на витрине книжного магазина «Москва» на Тверской улице. Медведев, полюбивший жирный гротеск словолитен Бертгольда и Лемана, предельно лаконичен и всегда оригинален. Посмотрите следующие за «Антимирами» издания Вознесенского — их тоже оформил Владимир Васильевич.
Отметим облюбованный Медведевым приём — акцентированный рисованный инициал. Добрую книжную традицию, прожившую в XX веке все мыслимые стили, от ар-деко в стиле Сурикова до конструктивизма Родченко, художник продолжил и развил, показав тем самым, насколько разнообразно и небанально можно использовать один и тот же метод. Минимализм высшего толка начинает проявляться именно в тот момент, когда с обложки пропадает строка издательства, год издания и, как в случае со сборником стихов Ильи Сельвинского, название издания! Просто чёрная точка и красная линия на плоскости — Кандинский где-то рядом.
Обратите внимание на картонажную обложку повести Валентина Катаева «Святой колодец». Огромный чёрный круг на белом фоне с выделениями двух «К» отсылают, разумеется, к «председателю пространства» — Казимиру Малевичу. С одной стороны. А с другой, два кружочка нарочито меньшего размера (один красно-оранжевый, другой тиснённый серебром) — не иначе как солнце и луна, вращающиеся в пространстве белого космоса вокруг чёрной Земли. Одновременно и абстрактная, и фигуративная вещь? Шутка или нет, но при внимательном прочтении содержание само подсказывает ответ:
Моруа утверждает, что нельзя жить сразу в двух мирах — действительном и воображаемом. Кто хочет и того и другого, терпит фиаско. Я уверен, что Моруа ошибается: фиаско терпит тот, кто живёт в каком-нибудь одном из этих двух миров; он себя обкрадывает, так как лишается ровно половины красоты и мудрости жизни. <…> Только слияние этих двух стихий может создать искусство поистине прекрасное.
В этом и есть ценность графического дизайна Оттепели? Расцвет поэзии, бум книгоиздания помогали дизайнерам раскрываться и создавать звучную типографику и стремительные иллюстрации, экспериментировать с полиграфией. Посмотрите на заголовки книг того периода — они живые, говорящие. В новом издании Валентина Катаева двумя годами позже Медведев снова удивляет и не повторяется. Огромные чёрные инициалы автора на весь формат, на каждую сторонку по букве — казалось бы, куда проще, но решение эффектное и свежее. Вероятно, поводом для укрупнения знаков стала вторая повесть — «Трава забвения», в которой речь идёт о Маяковском. Он тоже любил крупные инициалы.
Музыка. Вместо ожидаемых танцев и веселья — суровая аскетичная нота, в которую включена типографика. На лицевой сторонке название и автор, на оборотной — аббревиатура издательства «Советский писатель». Нота расположилась и внутри книги, корреспондируя с текстом каждого стихотворения.
Художник любил выстраивать различные комбинации, схожие с логотипами. Буква «А» из «Антимиров» тому подтверждение. В «Ритме» Евгения Винокурова заголовок — не то иллюстрация, не то «леттеринг» на грани читаемости. Этот же знак, но уменьшенный, повторяется на каждой странице в качестве своеобразного колонтитула, который задаёт свой ритм каждого разворота.
Издательство «Слово»
В 1989 году Медведев прекращает работать в «Советском писателе» и вместе с коллегами-редакторами создаёт собственное издательство «Слово», существующее и сегодня. На сайте издательства он указан как первый главный художник. В оформлении Медведева вышло 26 книг, среди которых выделяется крупноформатная чёрно-белая серия «Самые мои стихи». Она получила в Лейпциге премию ЮНЕСКО «Самые красивые книги мира —1997». Интересно, что в 1999 и 2000 годах качество бумаги ощутимо улучшилось, а объём материала, по сравнению с предыдущими выпусками, увеличился вдвое — так премия сыграла свою роль.
Последняя книга Медведева, изданная уже после его смерти, — «Евгений Евтушенко» (тоже серия «Самые мои стихи»). В начале книги есть несколько слов поэта о Медведеве, что нечасто встречается в поэтических сборниках. Вот что значит поколение Оттепели — взаимоуважение, внимание и память!
«Я люблю эту поэтическую серию „Слова“, где художник В. Медведев выступает не в роли иллюстратора, а в роли тактичного, но волевого соавтора. Его стиль идёт от традиции Родченко, но с естественной лирической поправкой на время, которое устало от плакатной риторики, исчерпавшей себя. <…> Евтушенко для Медведева — тяжёлый случай. Легко поддаться на прежний, казалось, преодолённый рецидив риторики. Но и Медведев для меня небезопасен. Ещё, чего доброго, кастрирует меня своими талантливыми ножницами, склонными в данный момент к тихой лирике более, чем к громкой, сделает из меня ФЕТушенко».
Кажется, прошло не так много времени со дня кончины художника, но сегодня нет ни списка его работ, ни статей, не говоря уже о монографии о нём. Моя публикация построена на самостоятельных поисках и даёт далеко не полную картину жизни и творчества Медведева. Если вы были знакомы с Владимиром Васильевичем, работали вместе и вам есть что рассказать или показать (особенно мы будем рады фотографиям), напишите по адресу издательства: issue@typejournal.ru.
Выражаю благодарность за предоставленные сведения и выявленные графические вещи Владимиру Солоненко и Владимиру Кричевскому.
Книги на стендах, книги в умах, книги в руках. Сост. Е. Коломейцева, К. Ульченко, О. Фочкин. Книжное обозрение, 1997.
Галина Ельшевская. Иллюстрация: сборник статей и публикаций. М.: Советский художник, 1988.
Борис Асафович Мессерер (1933) — известный художник, сценограф, педагог. Автор множества воспоминаний и очерков о людях 60-х годов и жизни московской интеллигенции в эпоху оттепели. — Прим. ред.
Московский архитектурный институт