Представляем примечательные шрифты с кириллицей за 2020 год, выбранные из великого множества проектов редколлегией и редакцией журнала «Шрифт». Куратор — Валерий Голыженков, приглашённый гость — Яна Кутьина, а также Миша Белецкий, Евгений Григорьев, Мария Дореули, Алексей Мурашко из редколлегии; от редакции — Рустам Габбасов и Евгений Юкечев. Критерии отбора из года в год остаются неизменны, в подборку попадают шрифты: а) доступные для покупки, б) выпущенные в 2020 году, в) поддерживающие кириллическую письменность.
Итак, все 10 в алфавитном порядке☟
Шрифт Atlas был сделан на заказ для компании Munich Re. Для вёрстки больших объёмов документации этой компании, одного из лидеров на рынке страхования, потребовалась надёжная шрифтовая семья с приличным количеством начертаний. Интересно, что авторы шрифта связывают Atlas c «чёткой и оптимистической эстетикой нидерландского модернизма».
С этим стоит разобраться чуть подробнее. Понятие модернизма в графическом дизайне, как замечает Фредерика Хайген в своей монографии, включает в себя как минимум три составляющие: эстетику (если говорить о форме и стиле), методику проектирования (работу с базовыми типографическими элементами, функциональный анализ) и идеологию.
Эстетически Atlas немного напоминает старые гротески (американские вроде Franklin Gothic или Trade Gothic) с их нерегулярностью, но при этом часть знаков в шрифте имеют рациональные, чистые конструкции в стилистике послевоенных неогротесков. Главный предшественник и источник вдохновения Атласа — шрифт Mercator (1959) нидерландского дизайнера Дика Дойеса. Из конструктивных особенностей стоит отметить зауженные пропорции и разной длины выносные элементы — размашистые верхние и поджатые нижние.
50-е и 60-е в нидерландском графическом дизайне — время, когда в типографику стали входить рисованный шрифт, приёмы аппликации и трафаретных надписей, а выбор наборного шрифта часто стал зависеть от общей композиции календаря, плаката, книжной обложки. Ян Бонc, Вим Брюйсе, Юрриан Шрофер и другие дизайнеры в корпоративных заказах стали предпочитать старым гротескам из эпохи элементарной типографики и фотомонтажа куда более экстравагантные шрифты: кларендоны, жирные гуманистические гротески, геометрические модульные шрифты новой волны. Так из типографики постепенно выветривался довоенный дух манифеста, исчезала принципиальность в выборе средств выражения.
Atlas Grotesk — это скорее про модернизм 20-х, его связи крепче всего прослеживаются с корпоративным дизайном Пита Цварта, который и правда мог зарядить будничный жанр (например, рекламный буклет про многожильные кабели) той самой оптимистической эстетикой.
Семья гротесков Brando, созданная в пару к одноимённой антикве, — сегодня, в 2021 году, столь же необычное зрелище, что и, например, концерт рок-группы в каком-нибудь «Главклубе» на Ленинском. Дело, понятно, даже не в отсутствии постпандемийной этики бережливого отношения друг к другу, а скорее в заметно раздражающей капиталистической модели «я-масштабный-проект-который-соберёт-всё-в-одну-кучу-ради-прибыли».
С другой стороны, это уже второй подобный проект в нынешнем топе — вышколенная семья гуманистических гротесков, а точнее, целая династия, учитывая ещё восемь родственных по конструкциям начертаний с засечками. Похоже, полноценный типографический инструмент такого типа с кириллицей будет востребован всегда. В качестве кириллической части гарнитуры можно не сомневаться — Майку Эббинку помогала Александра Самуленкова, уже имеющая опыт разработки больших семейств корпоративных шрифтов.
В наборе шрифт Brando так же уместен, как молоко «Домик в деревне» в вашем холодильнике, — качественный, ровный, без вкусовых взлётов продукт (иногда пугающий слишком долгим сроком хранения). Отметить хочется другое: поддержку набора на 140 языках и невероятное количество полезных OpenType-фич. Именно такой знаковый состав и типографический функционал, комплексно внедрённые во все начертания семейства, и придают огромным проектам в духе Brando подлинную ценность и смысл.
Если говорить про детали, то Brando Sans в целом повторяет метрики и конструкции знаков своего антиквенного собрата с небольшими нюансами (например, l строчная закругляется ближе к базовой линии).
В одном из своих выступлений (это было на фестивале «Тайпетербург-2017») Гаянэ Багдасарян сравнивала рождение шрифтовой идеи с рецептом из поваренной книги: достаточно в правильной пропорции смешать нужные ингредиенты, чтобы получить идеальный борщ. Шрифты Brownfox подтверждают практичность такого подхода — анализ их проектов превращается в импровизированный квиз на тему «Сколько шрифтов покрошено в борщ упаковано в очередном авторском высказывании».
В случае с неогротеском Coil шеф-повар явно был в настроении «фьюжн». Порой такие эксперименты заканчиваются в гастроэнтерологическом отделении, но в нашем случае всё обошлось. Несмотря на дерзость самой идеи сделать асимметричный шрифт с обратным контрастом, верх которого будет «оквадрачен», а низ «обовален», читатель может ни о чём и не догадаться, если перед ним текст, набранный в мелком или среднем кегле. На полосе шрифт выглядит вполне предсказуемо, выдавая себя за крупногабаритный индустриальный гротеск второй половины XX века. Что-то навеянное дизайнером Альдо Новарезе и его Eurostile или даже их собственным шрифтом Aeroport: внятно, ритмично, монотонно. Но это только половина истории. Верхняя.
Низ овалов заострён так, что буквы кажутся перевёрнутыми вверх дном. Собственно, не только кажутся — некоторые из них буквально перевёрнуты, сравните S и s или З и з, в которых верхняя часть знака крупнее нижней вопреки всем законам шрифтовой гравитации. Дизайнеру, представляющему себе репертуар студии Brownfox, некоторые формы покажутся хорошо знакомыми. Например, гальюнная фигура шрифта Coil — строчная а — будто переплавлена из гротесков Aeroport и Bitum (к слову, они тоже финалисты предыдущих обзоров «Шрифта»).
В наборе средним кеглем шрифт выглядит сбалансированно — высокие строчные знаки и плотные полуапроши дают равномерный набор, даже массивные аббревиатуры и цифры не ломают текстовый блок. В спецификации шрифтового семейства сказано: «Крупное очко знаков шрифта и равномерная его текстура, несмотря на закрытые формы, обеспечивают прекрасную читаемость даже в мелких кеглях». Возможно, напор на «прекрасную читаемость» в мелком кегле здесь лишний: всё-таки ниже 8-го кегля настолько экстремально закрытая апертура начинает схлопываться и читатель неминуемо будет испытывать лёгкое чувство оптического напряжения.
Наконец, Coil, как и другие шрифты Brownfox, категорически аскетичен в количестве насыщенностей и максимально рационален в знаковом составе. Насыщенности всего четыре — от светлого к жирному с сопутствующими наклонными. И в кошмарном сне, по утверждению авторов, они могли бы себе представить неподконтрольную вариативность в руках дизайнера. А знаковый состав ориентирован на отраслевой стандарт и разбавлен разве что римскими цифрами, которые по сути комплект латинских букв, идентичных даже в спейсинге.
Скрипт Curbe Ольги Паньковой ещё до своего официального релиза был отмечен наградами шрифтовых конкурсов: «Современная кириллица», Granshan Type Design Competition, ADC Awards и Morisawa Type Design Competition. Хороший урожай. В шрифте удачно сходятся ключевые характеристики достойного проекта: блестящее качество контура (не стоит забывать, что работа с «волосом» не прощает малейших неточностей в траекториях кривых), изобретательность графических решений, цельность образа, отдающего советским неоном, — всё на месте. Кстати, конкурсу «Морисава» шрифт обязан и своим названием. Ольга поделилась с нами таким сюжетом: «Я, как классический студент, в последний момент готовила шрифт на отправку на конкурс Морисава и поняла, что название Sovietneon уже существует. Пришлось быстро что-то придумывать. Из коротких подходящих слов, хоть как-то отражающих идею плавности линий, в румынском языке мне подвернулось сurba („изгиб“), ну а дальше уже стало всё ясно».
Однако обсуждение шрифта Curbe в редколлегии «Шрифта» превратилось в продолжительный спор. Ребром встал вопрос первичности образа и даже шире — где проходит грань между общим приёмом и подражанием? Дело в том, что ещё в 2013 году шведский дизайнер Йоран Сёдерстрём, герой одного из наших интервью, совместно со Стефанией Мальмстен в студии Letters from Sweden выпустил шрифт Line, который на первый взгляд похож на Curbe: монолинейный волосяной скрипт изобретательно скручен, мастерски отшлифован. На этих обобщениях стоит и остановиться, ибо собраны шрифты совершенно по-разному, а похожие приёмы при желании можно найти и в семействе Marian Пола Барнса.
Чем уникален Curbe? Кроме яркого приёма встречи плавных дуг с острыми углами (в этом, пожалуй, и кроется главное отличие этого скрипта от подобных), обращает на себя внимание оптическая горизонталь строки, которая формируется открытыми штрихами буквы о и поддерживается как деталями знаков r, t, z, з, л, ф, так и верхними засечками строчных знаков. Кроме этого, радует затейливость конструкций самих знаков: петли отражают одновременно логику письма и природу неонового шнура, они же создают энергичную текстуру набора, а отдельные буквы хочется вышить, например, на поло (что уже и сделали ребята из thread.type).
Ряд знаков в кассе Curbe имеют альтернативные конструкции. Часть из них отражают специфику кириллической каллиграфии: хорошо знакомые буквы из прописей и советских вывесок подчиняются общей резвой графике. В жанре скрипта не обойтись и без лигатур. Не сказать, что их уйма, похоже, что Ольга добавила их из художественного любопытства, нежели из практических соображений. Иначе как объяснить лигатуру «зф»? «Физфак» и «Киргизфильм»? Найти частотные буквосочетания в целом не сложно.
Рассматривая набор, невозможно не отметить гармоничную текстуру, которую создают как латиница, так и кириллица. Вообще, в скриптах кириллица всегда с лёгкостью преодолевает свои пластические комплексы, и набор становится сбалансированным и выразительным, не уступающим по динамике и образности латинице — идеальная ситуация для билингвальной типографики.
Неогротеск Gramatika Романа Горницкого — яркий пример размышлений дизайнера не столько о лапидарной модернистской шрифтовой форме, сколько о типографических особенностях, присущих модернизму. Как бы это странно ни звучало, но забота о деталях типографики, особенностях набора и внимание к типографическим ситуациям в тексте встречаются среди дизайнеров шрифтов не так уж и часто. На этом фоне работы Горницкого, каждая из которых тянет на своеобразный манифест на заданную тему, особенно привлекательны для анализа.
Само название шрифта подскажет зрителю, куда летят копья. В наше время мета- и поствсего нам не привыкать к аллюзиям второго и третьего порядка: мы помним шрифт Pragmatica Владимира Ефимова, который недвусмысленно намекает на своё родство с Гельветикой. Так что Горницкий будто бы передаёт привет одновременно и Ефимову, и Мидингеру, но это едва ли основной мотив.
Особенности Gramatik’и становятся очевидными уже после набора первого слова и проявляют себя максимально после укладки первых строк. Дизайнеры, оформляющие громкие плакаты или яркие развороты, будут точно довольны — они смогут сверстать буквы и строки буквально впритирку: полуапроши и выносные элементы вместе с диакритикой рассчитаны на минимальную дистанцию. Набор же длинных текстов c таким межбуквенным расстоянием может обеспечить читателю мигрень — есть подозрение, что Горницкий в сговоре с фармкомпаниями. В очерке об особенностях модернистской типографики Роман подробно останавливается на сравнении чудодейственных свойств набора св. Гельветикой (превращающей любое слово в логотип) с её современными бледными копиями.
Шрифтовое семейство Граматики не страдает распространённой одержимостью вариативности: дизайнеру предлагается выбирать из двух насыщенностей — нормальной и жирной, что одновременно дисциплинирует и сильно облегчает жизнь. В ситуации постоянного выбора иногда приятно обнаружить себя «заложником системы», главное — не путать это с гражданской позицией.
Для маргинальных высказываний здесь также найдётся соответствующий акцидентный голос — Shifted. Кроме конвенциональных наклонных начертаний Regular Slanted и Bold Slanted в комплекте стилей можно обнаружить слоёные начертания на манер кинетических скульптур Кафки архитектора Давида Черны в Праге. Фактически это тоже наклонные начертания, но полученные трёхэтажным сдвигом прямых букв вправо, оптически тождественным 14° наклона. Получился парадоксальный эффект статичной бегущей строки.
Наконец, ещё одна существенная часть шрифта скрывается в комплекте неалфавитных символов. В него дизайнер включил как джентльменский набор типографических прелестей (стрелки, звёздочки, паттерны), так и полезную иконографику: пиктограммы погоды, интерфейсные элементы, базовую навигацию, а также горячо любимые господином Лужиным шахматные фигуры. Тяготение к формализму, диаграммам, графикам в Граматике идёт от исходной задачи, сформулированной заказчиком, фондом V-A-C, развивающим Дом культуры «ГЭС-2». Стиль для бывшей электростанции, реконструированной по проекту архитектурного бюро Ренцо Пьяно, разрабатывала амстердамская студия Experimental Jetset, склонная к трансформациям языковых явлений в наглядные графические системы.
В описании шрифта Горницкий подробно останавливается на неудобствах, с которыми до сих пор сталкиваются дизайнеры, используя цифровые шрифты. А именно, из-за разных значений высоты строчных знаков кегли разных шрифтов ведут себя непредсказуемо. Правда, предложение ввести 500 юнитов как стандарт x-height (на 1000 UPM) для всех шрифтов едва ли будет состоятельно, пока мы зависим от ограничений вертикальных метрик (так называемой UPM-dogma), если не забывать о том, что выносные элементы, к примеру, старостильных антикв могут равняться росту строчных. Однако есть надежды, что программное обеспечение в скором будущем преодолеет эти ограничения.
В этом же очерке Роман рассуждает о непоследовательности шрифтовых дизайнеров в отношении полуапрошей вокруг тире, из-за чего пользователи каждый раз вынуждены думать о расстановке пробелов: то ли не ставить вовсе, как в шрифте Fedra (где Петер Билак заботливо добавил расстояние вокруг тире), то ли увеличивать их шпациями, чтобы тире Ариала не липли к соседним буквам. Возможно ли шрифтовому цеху договориться? Впрочем, в Граматике полуапроши отсутствуют как в средних и длинных тире, так и в дефисах, а для последних прикручена функция OpenType, которая сливает два дефиса в среднее тире, а три — в длинное. Всем бы системным шрифтам такую ловкость.
Хеймланд Евгения Анфалова — пример исторической реконструкции шрифта с внушительной историей. Это тот случай, когда при одном взгляде на образцы набора любой профессиональный дизайнер подумает: «Почему это сделал не я?», а рядовой зритель как магнитом будет притянут буквами, не до конца понимая, почему же этот шрифт так хорош в любом акцидентном жанре. И если с первым всё ясно, то разобраться с магией Хеймланда хочется чуть подробнее.
LL Heymland был создан по мотивам каллиграфического листа из архива советского художника и типографа Соломона Телингатера. Лист не датирован, но с большой долей вероятности этот алфавит Телингатер написал в середине 1960-х годов по мотивам шрифта Koch Antiqua немецкого дизайнера Рудольфа Коха. Антиква Коха была выпущена компанией Klingspor в 1922 году. Её образ, немного нервный, очень выразительный по духу, соотносится с модой на экспрессионистскую немецкую ксилогравюру начала 20-х (тут можно вспомнить журнал Menschen, например), и в то же время он связан с ренессансными инскриптами XV века.
От флорентийских гравированных в камне гротесков здесь выразительные разноширинные прописные знаки с мерцающими основными штрихами (они слегка сужаются ближе к базовой линии). Узкие прописные B, E полярны впечатляющим, почти круглым O и Q, и этот нерегулярный ритм нас отсылает, разумеется, к римскому монументальному шрифту. Беспроигрышный ход подкрепляется каллиграфическими по природе строчными знаками, довольно низкими по сравнению с прописными.
Неудивительно, что этот шрифт, опубликованный в одной из книг каллиграфа Виллу Тоотса в 60-е, привлёк внимание Соломона Телингатера. В оттепельную пору художник экспериментировал с похожей экспрессионистской каллиграфией, ломая металлическое ширококонечное перо ради шершавого штриха, пробуя круглую кисть, рейсфедер. По сравнению с антиквой Коха, рисованные буквы Телингатера чуть более острые, в них больше рациональности и геометрии.
Любопытно, что Телингатер, а вслед за ним и Евгений Анфалов невольно продолжили своими реконструкциями скандальную историю шрифта Рудольфа Коха. Клон его антиквы появился в Америке в 1928 году под именем Rivoli, выпущенный в American Type Foundry. Карл Клингспор (немецкий издатель шрифта) и Рудольф Кох немедленно отреагировали осуждающей статьёй в журнале о графическом дизайне Gebrauchsgraphik. Дело, как обычно, забуксовало из-за интерпретации оригинального дизайна — Rivoli чуть отличался в деталях, и на это обращают внимание в своём мини-исследовании авторы цифровой реконструкции шрифта Коха — Лукас Франко и Клаудио Роша. Они отдают должное исходной версии шрифта для ручного набора, но замечают, что их Rudolf Antiqua — оригинальное произведение эпохи цифрового дизайна. Точно так же поступает и Евгений Анфалов, обостряя всё лучшее в каллиграфии Телингатера, при этом не уходя далеко от образа первоисточника.
Классические и вместе с тем экспрессионистские корни LL Heymland отвечают хрупкой современности. Один из недавних впечатляющих примеров использования Хеймланда — выставка к столетнему юбилею ВХУТЕМАСа в Государственном музее архитектуры им. Щусева, где антиква точно попала в главный тренд типографики ВХУТЕМАСа, во многом продиктованной вкусами Владимира Фаворского, неравнодушного к экспрессии в рисованном шрифте и ксилогравюре.
Современная антиква GT Sectra — шрифт, созданный для швейцарского журнала Reportagen, ориентированного на репортажную журналистику. В издании по замыслу редакции должны публиковаться только объёмные тексты, вынуждающие читателя (сюрприз!) читать, а не блуждать фрустрированным взглядом по разворотам от картинки к картинке. В 2011 году швейцарская студия Moiré — сегодня это трио в лице Марка Каппелера, Доминика Хубера и Симона Трюба — разработала дизайн Reportagen, голосом которого выступила эта резвая антиква. В 2013-м Sectra вышла на рынок в словолитне Grilli Type, мгновенно стала шлягером и принесла Grilli широкое признание. И только к 2020 году при участии Марии Дореули шрифт был дополнен кириллицей.
Жанр ярких каллиграфических изломов в шрифтах сделал популярным в первой половине XX века чешский художник, каллиграф и типограф Войтех Прейсиг (Vojtech Pressig, 1873–1944). Особенность этого хода в том, что кажущаяся брутальность и даже механистичность пластики построена на глубоком понимании дукта — движения руки в процессе письма. В случае Прейсига мог сыграть роль и его каллиграфический опыт и навык резьбы по линолеуму. Авторы Sectra следуют похожей логике. Гарнитура включает в себя три набора оптических стилей: текстовый, заголовочный и сверхкрупный, каждый из которых отличается контрастом и остротой — от широкого пера к скальпелю.
Sectra весьма недурно оснащена в типографическом плане. В кассе содержится всё необходимое: капитель, несколько наборов цифр, математические символы, знаки валют, набор стрелок и неалфавитных знаков, но кроме этого есть ещё два стилистических набора — один с укороченными нижними выносными элементами, второй с компактной диакритикой. И вот это уже заслуживает дополнительного внимания. Sectra спасает типографов от одной из частых головных болей, предоставляя компактный набор для письменностей с обильной диакритикой.
«Журнал Reportagen всегда был ориентирован на журналистское мастерство и на содержательные публикации. Он вообще больше похож на книгу, чем на журнал: макет очень простой, полно текста. Обложка исключительно типографическая. Так что по факту шрифт — это основная часть образа издания. Шрифт должен был быть крепким, узнаваемым и, конечно, хорошо читаемым: когда перед тобой 100 страниц текста, это становится критичным. При этом в Sectra мы хотели отразить некоторую рукотворность, связь с традицией, поэтому решили, что нам необходима каллиграфичность, связь с письмом», — рассказывает Марк Каппелер в интервью Grilli Type.
«Изначально это был стартап, но после того, как был найден инвестор, у нас появился бюджет, и мы решили выделить его часть на создание шрифта. В итоге сделали шрифт для журнала, и у нас появилась возможность оставить права за собой, что стало довольно выгодно», — добавляет Марк.
Это далеко не первый случай взаимовыгодного сотрудничества, в результате которого шрифтовая студия получает бестселлер, созданный по инициативе и на средства заказчика, по большому счёту избежав значительных издержек и получив полигон для проверки гипотез. Вспомнить хотя бы успех семейства Guardian Кристиана Шварца и Пола Барнса, Theinhardt Франсуа Раппо или Fedra Петера Билака. Такие проекты дают профессии шрифтового дизайнера определённые преимущества на фоне прочих дизайн-дисциплин.
Антиква Simon — это трибьют Кристы Радоевой на шрифты французского издателя, типографа и пуансониста Симона де Колина (1480–1546), одного из отцов французской шрифтовой традиции. Де Колин, по сути, спас выдающийся род французских издателей, женившись на вдове своего партнёра Анри Этьена, — он возглавил печатное предприятие и стал опекуном восьмерых детей, которые позднее продолжили семейный бизнес. В ту пору «Альдова революция», докатившись до Парижа, вызвала цепную реакцию: начиная с Этьена-старшего, Симон де Колин, Франсуа Грифиус, Антуан Ожеро и загадочный Мастер Константин, вдохновленные свежестью альдин, создали первые образцы воздушных антикв и вытеснили ими черноту французской типографики. Хендрик Верфлит (H. D. L. Vervliet, 1923–2020), бельгийский историк шрифта и книгопечатания, утверждал, что именно трудом де Колина французское шрифтовое искусство в первой половине XVI века достигло высот итальянского Ренессанса и приобрело свой элегантный узнаваемый стиль.
По своей графике Simon ближе к поздним шрифтам де Колина: мы видим здесь горизонтальную перекладину в строчной е, уравновешенные пропорции прописных и характерную инновацию — исчезающую нижнюю засечку в прописной С. Гарнитура укомплектована тремя оптическими стилями, сообразно времени их можно было бы назвать крупным каноном, цицеро и нонпарелью. Примечательно, что именно во времена Симона де Колина Робер Этьен впервые представил в Париже принцип гарнитурности. За короткий промежуток времени, с 1530 по 1533 год, (предположительно тем самым загадочным Мастером Константином) были созданы три кегля одного шрифта, среди которых самым крупным был канон (28 пт), а самым мелким — нонпарель (6 пт). О жирных начертаниях тогда никто и помыслить не мог — мы помним, что в те времена издателя могли сжечь на костре вместе с его книгами за распространение ереси.
Кириллица Simon’a сделана достаточно последовательно. Сообразно изящной пластике французских антикв, детали букв Л, л, Я, я, У, б получили мягкие, слегка растительные формы «цветущих лугов» высокой типографики. В целом же кириллица выглядит заметно «моложе» латинской части шрифта за счёт использования нейтральных современных форм К, к, Ж, ж, Д, д, Л, л. В знаковом комплекте можно найти и болгарские альтернативные формы кириллических знаков.
Шрифт включает всё необходимое: капитель, минускульные цифры, исторические лигатуры. Правда, рост капители в наборе кириллицей практически неразличим в ряду строчных, что лишает её типографической целесообразности (в примере ниже аббревиатура СССР набрана капителью с увеличением на 20%). Несмотря на нынешнее изобилие шрифтов разного характера, выбор крепких французских старостильных антикв, включающих в знаковый состав кириллицу, остаётся у дизайнера небольшим. Simon способен этот дефицит восполнить.
Криста Радоева также известна как популяризатор болгарской кириллицы. Многим могло запомниться выступление Кристы и Марии Дореули на конференции «Серебро набора-2013», в котором, в частности, разбиралась специфика болгарских кириллических конструкций. Сопоставление набора текста «двумя кириллицами» наводит на мысль о том, что ритмический строй в болгарице достаточно капризен и добиться равномерного текстового блока и баланса строки сложно. По крайней мере у нас это не очень убедительно получилось. Эксперимент продолжается.
Дружелюбие под маской строгости — так можно сказать про шрифт Zarid Sans. Это гуманистический гротеск с едва заметными каллиграфическими корнями, который построен лишь с оглядкой на классику жанра. В отличие от «чистопородных» представителей Gill Sans или Syntax, в этом гротеске нет одного из самых ярких признаков гуманистичности — разноширинных прописных знаков или, к примеру, каких-то диковатых стихийных решений в конструкциях знаков. Zarid Sans принадлежит к тому поколению чисто и системно выстроенных гуманистов с небольшой специей каллиграфичности, в которой некогда заметнее всех была великолепная Greta или Brioni Sans.
В сплошном наборе Zarid Sans требователен к точному подбору параметра кегль/интерлиньяж — сказываются чуть низковатые строчные относительно роста прописных. Текстура набора стремится к нейтральности, а ещё ловишь себя на ощущении, что шрифт тебя как будто поторапливает и нарочно ускоряет чтение.
Главный прорыв этого шрифта в 2020 году — это переход от билингвы (латиница/арабский) к мультиязычности. Теперь Zarid Sans поддерживает четыре письменности: арабскую, латинскую, греческую и кириллическую. «Пополнение шрифтовой семьи греческими и кириллическими начертаниями — интересная задача, — говорит один из авторов проекта, дизайнер Паскаль Зогби. — Про кириллицу люди обычно думают, что она довольно жёсткая по образу и как будто квадратная. А греческие буквы, наоборот, очень округлые и струящиеся в строке. Главной загвоздкой было подружить такие полярные по духу и образу письменности в рамках одной системы. Пригодился опыт разработки арабских начертаний рядом с латинскими — кое-какие ритмические находки пришлись кстати».
В целом шрифт Zarid Sans не выглядит претендентом на прорыв в категории текстовых гротесков — некоторая банальность замысла и шероховатости в дизайне отдельных кириллических знаков способны отпугнуть чутких дизайнеров. Очевидное преимущество гарнитуры — в развитой системе начертаний с динамичными и яркими курсивами и поддержке огромного числа языков, над чем и потрудились Криста Радоева, Паскаль Зогби и Ян Фромм.
«Петрову снова понесло», — подумалось, когда Даша показывала первые эскизы. Только все пришли в чувство после Зангези, как вот вам Злого в довесок. «Беспрецедентно акцидентный» — напрашивается каламбур для описания беспощадной графики шрифта Zloy Дарьи Петровой. Собственно, фантомные боли от Зангези не будут преувеличением. Вот комментарий Дарьи: «Как всегда, случайно угораздило! Экстраполировала Зангези экстраполировала, да и выэкстраполировала. В одной букве треугольные засечки превратились в треугольную контрформу — и понеслось. Вообще надо бы его ещё разок перетрясти, чтобы окончательно выбить всю зангезность».
В целом к увиденному и сказанному больше нечего добавить. Доэкстраполировалась. Каждая буква превращается в скульптуру и способна стать шевроном на капоте, логотипом в журнале и даже амулетом на шее. В комплекте Злого есть ещё одно начертание — ZloyVey, использовать его вы можете сами на свой страх и риск.
Если фантазировать о применении этого шрифта в текстовых кеглях, он неплохо смотрелся бы, например, в книге А. В. Филиппова «Новейшая история России, 1945–2006 гг.: книга для учителя» (М.: Просвещение, 2007). Используйте воображение: «Последнее десятилетие ХХ века отмечено радикальными переменами в духовной жизни страны и новыми процессами в развитии культуры. Важнейшими условиями экономических и политических преобразований стало утверждение свободы слова, развитие глобальной сети коммуникаций, рост вовлечённости России в мировое культурное и информационное пространство».
Удивительно, что у Дарьи нашлись ещё силы на кернинг. Нужно отметить, что при всей дикости происходящего текстовый набор выглядит хоть и с усилием, но читаемо, что делает этот шрифт весьма опасным в руках недоброжелателей. Мы уже не раз подозревали Дарью в сговоре с офтальмологами, теперь в этом нет сомнений.
Шорт-лист 2020 года (в алфавитном порядке)
-
Brown (Орель Сак, Lineto)
- FlicFlac (Мария Дореули, Contrast foundry)
-
Fud Grotesk (Илья Бажанов, type.today)
- Jet (Гаянэ Багдасарян, Вячеслав Кириленко, Brownfox)
-
Platform (Бёртон Хасебе, Илья Рудерман, type.today)
-
Right Grotesk (Александр Слобженинов, Behance)
-
Signal (Эмманюэль Бесс, Гуго Жентиль, Production Type)
-
Stravinsky (Илья Наумов, tomorrow.type.today)
-
Stapel (Александр Любовенко, Paratype)
-
Tesseract (Марион Сендраль, Жан Батист Леве, Production Type)
-
Tomasa (Фер Коцци, tomorrow.type.today)
-
Zenith (Матьё Корта, 205 TF)
Если на рынок выходит кириллическая версия ранее выпущенного шрифта, такой проект мы также рассматриваем среди претендентов.