ркие фигуры в истории дизайна нередко затмевали собой не менее талантливых, но менее удачливых современников. За яркостью звёзд голландского дизайна 60–80-х годов, таких как Вим Кроувел (Wim Crouwel) и Ян ван Торн (Jan van Toorn), была скрыта целая плеяда интересных и самобытных дизайнеров. Имена и творчество некоторых из них стали известны за пределами Нидерландов лишь в начале нового столетия, в том числе благодаря усилиям исследователей и растущей волне интереса к голландскому модернизму. Однако забытые имена продолжают открываться миру до сих пор, вызывая восторг и удивление у новых поколений дизайнеров.
В марте 2013 года в издательстве Unit Editions вышла небольшая книга, пролившая свет на жизнь и творчество нидерландца Юрриана Шрофера (1926–1990), малоизвестного за пределами родины многогранного дизайнера. Он добился новаторских результатов в проектировании фотокниг, фирменных стилей, участвовал в координации дизайн-сообщества и политики в сфере творческих индустрий Голландии, а на пике своей карьеры, в 70-х, отметился причудливым экспериментальным подходом к построению шрифтов и сложных ритмических композиций на их основе. В ноябре того же года была издана объёмная монография о Шрофере, а спустя ещё год — книга с его черновиками и скетчами. Три этих издания стали основой для книжного обзора.
Для того чтобы сделать публикацию более полной, мы разыскали ещё две книги, вышедшие при жизни Шрофера и при его непосредственном участии в работе над текстом и дизайном, — Jurriaan Schrofer (1972) и Zienderogen (1988). Кроме того, биограф Юрриана Шрофера, исследователь истории голландского дизайна Фредерика Хайген (Frederike Huygen) любезно согласилась ответить на вопросы о личности Шрофера и о своей работе над книгами о нём. С этого интервью мы и хотели бы начать обзор.
Я просматривал разные рецензии на последние публикации, посвящённые Шроферу, и обнаружил, что для большинства их авторов его личность, работы и в особенности его шрифтовые эксперименты стали открытием. Неужели такая многогранная и продуктивная фигура оставалась неизвестной современному поколению дизайнеров и в самих Нидерландах?
Шрофер не был известен за пределами Нидерландов, но на родине он всегда являлся неотъемлемой частью местной дизайн-сцены и был широко известен. Его творчество затрагивалось в книге Яна Миддендорпа (Jan Middendorp) Dutch Type и антологии Dutch Graphic Design Кеса Броса (Kees Broos) и Паула Хефтинга (Paul Hefting). Однако, вероятно, младшее поколение дизайнеров мало знакомо с его творчеством. Тут необходимо принять во внимание, что публикации об истории графического дизайна и монографии, посвящённые графическим дизайнерам, являются весьма недавним явлением, которое фактически возникло лишь в 90-х годах. Ну и в принципе издание книги, особенно в такой маленькой стране, как Нидерланды, с её небольшой ёмкостью рынка, — дорогое удовольствие.
Выглядит так, будто многие деятели голландского модернизма до сих пор находятся в тени всемирно известного Вима Кроувела. И Шрофер не стал исключением. Почему это могло произойти? Можем ли мы сравнить обоих, взяв во внимание близкий возраст, общие профессиональные корни, вовлечённость в преподавание дизайна, а также их авторитет и влияние на индустрию и политику?
Да, безусловно, мы можем сравнивать их. Я неоднократно проводила это сравнение в книге. Но, по правде, стоит сказать, что творчество Кроувела и в визуальном, и в теоретическом отношении более последовательно и цельно, в то время как Шрофер постоянно обращался к новым жанрам и не имел характерного индивидуального стиля. А как правило, люди, и в особенности сами дизайнеры, ценят работы, отражающие яркий авторский почерк. Многие проекты Шрофера не настолько сильные, как у Кроувела. Также особенностью Шрофера были относительно недолгосрочные отношения с клиентами, он непрерывно менял направления деятельности; в его карьере даже были периоды, когда он вовсе не занимался дизайном.
Наследие и, в частности, архив Шрофера колосcальны. Его хватило на три основательные публикации, последовавшие одна за другой и почти не пересекающиеся в темах и репродукциях работ. Как вышло, что его творчество во всём многообразии стало достоянием публики лишь спустя 23 года после его смерти?
Это произошло по практическим причинам. Планы издать монографию о Шрофере появились ещё в 90-х, и даже было обеспечено какое-то финансирование. Но, прежде чем его архив был инвентаризирован, было потрачено много времени (и денег). Затем над проектом работали несколько авторов, однако безрезультатно. И в итоге я сама решила довести этот проект до конца. Приблизительно в это время Тони Брук (Tony Brook) из Unit Editions также открыл для себя Шрофера и хотел выпустить посвящённую ему небольшую книгу, которую я сочла аперитивом к большой публикации.
В заключении своей монографии о Шрофере вы написали, что «его творчеству не хватает визуальной цельности и стилистического развития». Вы полагаете, что именно разобщённость его работ могла спровоцировать неоднозначное отношение к нему и его наследию, по сравнению с его коллегами Кроувелом, Босом или Висингом (Benno Wissing)?
На самом деле он всегда был в числе ведущих дизайнеров своего времени и был известен ещё и как теоретик. Его признание тогда не было под сомнением. Вопрос, какую ценность несёт наследие Шрофера, возник лишь сейчас. К тому же мы только сегодня получили возможность более пристально и широко взглянуть на этого человека и его творчество.
Jurriaan Schrofer («Юрриан Шрофер»)
Автор: Бибеб (Bibeb, Elizabeth Maria Lampe-Sautberg) ¶ Издательство: Koninklijke Drukkerij G.J. Thieme BV, 1972 ¶ Дизайн издания: Юрриан Шрофер (Jurriaan Schrofer) ¶ Гарнитура: Univers ¶ Языки: нидерландский и английский ¶ Размер: 24×26,5 см
С 1969 по 1978 год типография Thieme организовала и финансировала издание четырёх брошюр, посвящённых голландским дизайнерам — участникам элитарной и влиятельной дизайнерской ассоциации AGI. В основе всех четырёх изданий лежали персональные интервью с героями: Виллемом Сандбергом (Willem Sandberg), Отто Тройманом, Юррианом Шрофером и Вимом Кроувелом, проведённые Бибеб (псевдоним Елизаветы Марии Лампе-Саутберг), известным интервьюером и журналисткой, в то время работавшей в еженедельнике Vrij Nederland. Сессии длились по нескольку часов и, как правило, проходили в неформальной обстановке дома или в студии героя.
Брошюра, посвящённая Шроферу, была издана в 1972 году. Текст на двух языках — нидерландский, чёрной краской, и английский перевод, синей, — перемежается с одно- и двухцветными репродукциями работ Шрофера, среди которых развороты фотокниг, обложки, плакаты, знаки и логотипы, фотографии трёхмерных макетов. В полноцветных тетрадках из мелованной бумаги приводятся типографические эксперименты Шрофера, которыми он начал увлекаться во второй половине 60-х. Самые захватывающие — серия обложек для издательства Mouton, циркулярные композиции для календаря «Солнце на весь год!» и годового отчёта Государственного почтового банка Нидерландов. На обложке брошюры напечатана типографическая композиция Шрофера с текстом «Alsjeblieft-dankjewel» («Будьте любезны, большое спасибо!»).
Откровенное, почти интимное интервью со Шрофером начинается его рассказом о детстве и об отце. Его отец был художником-абстракционистом и коммунистом по своим политическим взглядам, что в довоенной Голландии предвещало проблемы. Вероятно, поэтому соседские мальчишки из религиозных семей грубо обзывали отца Шрофера. Будучи застенчивым ребёнком, он даже начал сильно заикаться. В предвоенные годы и первые послевоенные семья Шрофера пережила несколько драм: развод родителей, смерть младшей сестры Юрриана — Тины, уход из жизни его брата Фритса. Шрофер рассказывает, что он был похож на отца своей неуверенностью и вечным чувством страха. Возвращаясь в свою комнату в пансионе, он запрыгивал на кровать с разбегу, опасаясь, что его может схватить за ногу кто-то спрятавшийся в темноте.
Первые эксперименты с печатью Шрофер начал в школе, в подвале которой стояли небольшой тигельный пресс и касса cо шрифтом Hollandse Mediaeval Сьёрда Хендрика де Роса (Sjoerd Hendrik de Roos). В конце 30-х годов Юрриан благодаря отцу познакомился с Хельмутом Сальденом (Helmut Salden), немецким типографом и преподавателем, переехавшим после прихода нацистов к власти сперва на испанскую Майорку, а затем в Голландию. Как-то, показав ему стилизованную под китайские иероглифы надпись, сделанную для урока географии, Шрофер получил следующий комментарий: «Буква — очень чистая штука. Если ты попробуешь сделать из неё что-то китайское — выйдет китч». «Такие вещи не забываются», — говорит Шрофер, добавляя, что с возрастом пришёл к мысли: «искусство начинается с китча, и, более того, нередко китч преисполнен эмоций гораздо в большей степени, чем то, что принято называть искусством».
Правда, в те моменты, когда Сальден рассказывал Шроферу о бомбардировках Барселоны во время Гражданской войны в Испании, которую был вынужден покинуть, голова Юрриана была загружена другими вещами. Он придумывал, рисовал, вырезал трафареты из линолеума, которыми делал оттиски на бумаге, и изобрёл секретный алфавит. Бибеб пишет, что в этот момент интервью он надел очки, нарисовал строчку своих секретных иероглифов и с грустью произнёс: «В высшей степени нечитаемо. Очень хорошо». Видя набор символов, приведённый в брошюре, можно предположить, что именно из этих юношеских забав с секретным алфавитом, которым он покрывал целые страницы тетрадок, и вышли его увлечения модульными шрифтами и экспериментальной типографикой.
В интервью Шрофер сообщает, что в юности больше всего хотел стать кинорежиссёром. Однако из этой его затеи, как, впрочем, и из желания получить юридическое или философское образование, ничего не вышло. В Амстердаме вскоре после окончания войны он познакомился с Диком Элферсом (Dick Elffers), известным дизайнером и владельцем небольшой печатной мастерской, которому требовался ассистент. Именно это знакомство в значительной степени определило дальнейшую жизнь Юрриана. «Правда, — добавляет Шрофер, — у меня не было иллюзии, что я смогу стать дизайнером, не в последнюю очередь из-за того, что я не умел рисовать».
Интервью продолжается биографическим рассказом о его работе с Элферсом, о переходе в типографию Meijer, об успехе его фотокниги Vuur ann Zee, созданной для голландской сталелитейной компании Hoogovens, об уходе в рекламу. В завершающей части Шрофер упоминает, что в последние годы «работает над разными алфавитами, а точнее над скелетами алфавитов». С каждым новым экспериментом буквы становятся всё менее и менее разборчивыми, однако это его не беспокоит. «На определённом этапе погружения в эксперимент уже не имеет значения, приносит ли он буквальную пользу. Это вопрос поиска формы, которая была бы гибкой, которую можно было бы с лёгкостью искажать», — добавляет он.
Zienderogen («Перед глазами»)
Автор: Юрриан Шрофер ¶ Издательство: G.J. Thiemefonds, 1988 ¶ Дизайн издания: Юрриан Шрофер ¶ Гарнитура: Garamond ¶ ISBN 978-90-70896-06-0 ¶ Язык: нидерландский ¶ Размер: 19,2×24 см
В 1987 году Юрриану Шроферу за инновационное использование бумаги в дизайне была присуждена премия, учреждённая компанией Bührmann-Ubbens — голландским поставщиком бумаги и картона. Призёр удостоился возможности организовать выставку своих работ и создать давно задуманную инсталляцию — лабиринт из бумаги с просечёнными в ней надписями и узорами. Сопроводить экспозицию предполагалось выпуском авторской брошюры, изданием которой занимался фонд Геррита Яна Тиме. Фонд финансировал выпуск целой серии, в которую вошли публикации Шрофера, Вима Кроувела, Дика Элферса, Пита Шройдерса (Piet Schreuders), Герарда Унгера и других дизайнеров. В своём письме в адрес издательского совета фонда Шрофер описывал идею издания как рассказ, состоящий из шести частей и посвящённый типографике, дизайну и критериям оценки его качества, отношениям с клиентами и заказчиками, а также способам и структурам представления времени, различиям между двумерным и объёмным, знакам и их смысловому наполнению. Текст предполагалось сопроводить репродукциями графических работ и фотографиями инсталляций, созданных автором, которые при этом были бы фоновым элементом повествования.
Издание Zienderogen вышло в 1988 году, за два года до смерти Шрофера. На обложке напечатан автопортрет его сына Гиллиана, нарисованный им в девятилетнем возрасте. В середине брошюры можно найти портрет самого Шрофера, воспроизведённый символами его нечитаемого шрифта четырёх степеней жирности. На оборот обложки помещён автопортрет с силуэтом Виллема Шрофера, отца автора. Книга пронизана биографическими отсылками, но самым ярким её элементом являются объёмные цитаты из письма к сыну, ныне ставшему известным промышленным и интерьерным дизайнером. Письмо было написано в 1980 году, когда Гиллиану было 14 и он уже задумывался о своей будущей карьере. В нём Шрофер вспоминает моменты детства сына, даёт советы относительно выбора профессии, рефлексирует на темы дизайна и его природы, вспоминает истории из личной практики.
Из письма Шрофера сыну: «Ты, твой дед и я похожи друг на друга: своенравные, мы не хотим зависеть от кого бы то ни было, а счастливы только тогда, когда у нас есть дело. Однако для деда это дело — цвет, для тебя — предметы, а для меня — знаки. Художник, как певец чистой поэзии, автономен в своём искусстве. Промышленный дизайнер является автором инструмента — ножа и вилки, стола и стула, автомобиля и спутника, и его искусство — тайна ремесла. Графический дизайнер через реализацию письменной коммуникации между людьми воплощает искусство рассказа. Делай то, что у тебя получается лучше всего. Замечательно иметь явный талант, ведь тогда ты автоматически становишься самим собой. Гораздо труднее, когда у тебя его нет или когда их сразу несколько».
На титульном листе размещён эпиграф из Ecce Homo Ницше, очень точно определивший отношение Шрофера к себе и своей жизни, полной блуждания и поиска, ошибок и достижений. Текст брошюры заключён в гигантские кавычки с припиской m.i. («по моему мнению»), открывающиеся сразу на обороте титула и замыкающиеся на последней странице. В отличие от своих догматично настроенных современников, с которыми нередко сравнивают Шрофера, он полон сомнений, его стиль изложения риторически сложен. При этом между философскими конструкциями вплетены предметные реплики:
«Именно в тех случаях, когда автор не пишет длинное последовательное повествование, а строит его, основываясь на поэтических фрагментах, различного рода высказываниях и текстовых связках, типографика становится смелой и оригинальной. [...] Типографика служит не только читателям литературы, но и тем, кто использует разные виды изданий другими способами. Руководство для подготовки к выпускному экзамену — это инструмент обучения. Основной материал в сжатой форме, с выстроенной иерархией основных и второстепенных описаний и формул. Цвет и отступы разного вида помогают создать удобное справочное пособие, благодаря им в процессе работы с книгой будет легче отыскать те или иные вещи. Энциклопедия предъявляет высокие требования к выбору шрифта в силу экономических причин. Отличия в высоте и ширине символов в разных шрифтах даже одного кегля могут значительно повлиять на итоговый объём набора. Одновременно необходимо обеспечить оптимальную удобочитаемость, лёгкость и чёткость восприятия».
В книге Шрофер неоднократно возвращается к понятию и сути дизайна, его обособлению от других видов творческой деятельности. Из письма сыну: «Дизайн, которому я хотел бы найти определение, связан с иным объектом, нежели искусство. Дизайн и конструирование являются предварительной формулировкой, планом, схемой, стратегией, намерением, первым эскизом, общей идеей. В основе выполнения последующих шагов лежит множество аспектов, родственных искусству, однако их цель вовсе не заключается в создании объекта искусства, каким мы представляем его сейчас. И поэтому я не доверяю дизайнерам, которые называют себя художниками».
В книге находится место и для курьёзных случаев. Шрофер вспоминает, как рассмешил своего налогового консультанта, заявив, что поездка в Стамбул была не простым путешествием, а являлась научной экспедицией, позволившей изучить соотношение квадрата и круга на примере Софийского собора и Голубой мечети, и потому должна быть учтена как деловые расходы. Финалом повествования стало диалектическое высказывание, суммирующее философию Юрриана Шрофера: "Чтобы отразить в тексте и иллюстрации живую связь между людьми, необходимо участвовать в бесконечном повествовании о смысле и бессмысленности нашего бытия, хотя это и трудная задача. Перед моими глазами — жизнь, вся состоящая из моментов счастья и потерь, а жить, не испытывая каких-то проблем, — подобно смерти. Разрешив явные противоречия, я не пришёл к мысли, что хороших моментов было меньше. На самом деле это не да и нет, не вера или совесть, не правда или ложь, но опыт единства противоположностей«.
Jurriaan Schrofer (1926–1990): Restless typographer
(«Юрриан Шрофер: мятежный типограф»)
Эссе: Фредерика Хайген ¶ Под редакцией Тони Брука (Tony Brook) и Адриана Шонесси (Adrian Shaughnessy) ¶ Издательство: Unit Editions, 2013 ¶ Дизайн издания: Тони Брук и Элена Карл (Spin) ¶ Гарнитура: Fugue, Радим Пешко (Radim Peško) ¶ ISBN 978-0-9562071-8-0 ¶ Язык: английский ¶ Размер: 15×25 см
Возросший интерес к модернистской типографике естественным образом подстегнул спрос на посвящённые этой теме издания. Британское издательство Unit Editions сделало на модернистов особый упор, даже успевший вызвать определённые подозрения в конъюнктурщине. И действительно, первые тиражи их книг были раскуплены как горячие пирожки. Однако с гораздо большей уверенностью можно утверждать, что основатели издательства Тони Брук и Адриан Шонесси силой своей известности, вкуса, интересного редакционного и оформительского подхода скорее формируют тренды, чем за ними следуют.
Ещё до публикации книги о Юрриане Шрофере издательство Unit Editions обращалось к истории голландского графического дизайна, последовательно выпустив каталог выставки Вима Кроувела A Graphic Odyssey, книгу Бена Боса (Ben Bos) о годах расцвета студии Total Design TD 63-73 и книгу Kwadraat-Bladen, посвящённую одноимённой серии экспериментальных публикаций под эгидой Питера Братинги (Pieter Brattinga) и типографии De Jong & Co. К слову, и студия Total Design, и Kwadraat-Bladen имеют прямую связь с Юррианом Шрофером. В 1974 году Шрофер пришёл в TD, став членом совета директоров и получив собственную дизайнерскую команду к уже имевшимся четырём, и проработал в студии до 1979 года, занимаясь фирменными стилями, навигацией и пространственным дизайном. История с «квадратными листами» заслуживает отдельного рассказа.
К середине 50-х годов голландские типографии наладили выпуск саморекламных материалов, демонстрирующих технологии печати и отделки. De Jong & Co не являлась исключением. Однако арт-директор типографии Питер Братинга, чьей семье она принадлежала, был не в полной мере доволен оформлением и качеством реализации таких материалов. Встреча со Шрофером позволила Братинге сформулировать концепцию публикаций, позже названную Kwadraat-Bladen. В 1956 году Шрофер продемонстрировал Братинге макет буклета, посвящённого павильону Ритвельда в парке Арнема. Результат был воплощён в форме опоясанного алой бандеролью, сфальцованного в три сгиба печатного листа с фотографиями павильона, отпечатанными немыслимыми на тот момент 120 линиями растра на дюйм. Издание имело размер 25 на 21 сантиметр, Братинга же видел серию квадратной и даже просил Шрофера поменять пропорции, на что последний ответил отказом. Публикация распространялась среди клиентов типографии и снискала невероятный успех: в первый раз в таком формате удалось объединить единой идеей текст, фотографии и дизайн, достигнув при этом непревзойдённого полиграфического исполнения. Правда, несоответствие формальному условию не позволило изданию считаться частью «квадратной серии», даже будучи её отправной точкой.
Книга Restless Typographer сфокусирована на шрифтах, леттеринге и типографике Шрофера. Издание начинается подборкой его алфавитов, включая один, остроумно названный Sans Serious, продолжается развёрнутой ретроспективой шрифтовых композиций и леттеринга, обложек книг. Кодой книги стало краткое эссе Фредерики Хайген о Юрриане Шрофере. До публикации в Unit Editions имя Шрофера было малоизвестно за пределами Голландии, несмотря на яркость и новаторский характер его работ в разных жанрах. Книга была призвана стать прологом к объёмной монографии, посвящённой Шроферу, над которой к тому моменту уже работала Хайген.
Подход Шрофера к конструкции своих шрифтов можно охарактеризовать как нарочито геометрический, модульный и минималистичный, однако нередко этот минимализм компенсировался смелостью и эффектностью их использования. Его шрифты не имели полного знакового набора и зачастую даже прописных. Как правило, они не выходили за пределы кассы, необходимой ему для реализации конкретной дизайнерской задачи. Именно это позволяло говорить, что его буквы создаются по индивидуальной мерке. Letters Made to Measure даже стало названием публикации, содержавшей образцы шрифтов Шрофера и выпущенной в 1987 году типографией Lecturis. В нескольких случаях Шрофер заказывал собственные прозрачные листы типа Letraset с переводными знаками, чтобы упростить создание сложных композиций с часто повторяющимися элементами.
Потребность в разработке серии привела Шрофера к целой череде абстракционистских, но типографических по природе экспериментов, самым ярким результатом которых стала серия обложек для издательства Mouton. Хайген пишет: "Шрофер был очарован книгой Жака Бертена Semiologie Graphique, вышедшей в 1967 году. Бертен был французским картографом и в своём основополагающем труде проанализировал знаки и их графические возможности. Он предоставил Шроферу систему морфологии символов: вариации фигуры и формы, направление, цвет, структуру, тон и размер. Шрофер управлял знаками и фигурами, но не в меньшей степени он был вдохновлён эстетикой оп-арта и такими художниками, как Мауриц Эшер и Виктор Вазарели«.
Jurriaan Schrofer: graphic designer, pioneer of photo books,
art director, teacher, art manager and environmental artist
(«Юрриан Шрофер: графический дизайнер, изобретатель фотокниг, арт-директор, преподаватель, арт-менеджер, дизайнер среды»)
Автор: Фредерика Хайген ¶ Издательство: Valiz, 2013 ¶ Дизайн издания: Яп ван Трист (Jaap van Triest), Карел Мартенс (Karel Martens), обложка Карела Мартенса ¶ Гарнитура: F-Grotesk, цифровые версии шрифтов Шрофера — Радим Пешко ¶ ISBN: 978-90-78088-70-7 ¶ Язык: английский (также выпущено издание на нидерландском языке) ¶ Размер: 17×23,2 см
В 1997 году издательством Uitgeverij 010, специализирующемся на архитектуре и урбанистике, была выпущена книга Mode en Module, исследовавшая жизнь и творчество Вима Кроувела, известного голландского графического дизайнера-модерниста. Соавторами монографии стали Фредерика Хайген и Юг Букрад (Hugues Boekraad). Этой книгой издательство при поддержке фонда принца Бернарда открыло целую серию монографий о графических дизайнерах из Нидерландов. Книги серии, нередко двуязычные, были посвящены именитым Виллему Сандбергу, Отто Тройману, Гельмуту Сальдену, Яну ван Торну (Jan van Toorn) и менее известным за пределами Голландии фигурам: Баеру Корнету (Baer Cornet), Эду Аннинку (Ed Annink), Питу Герардсу (Piet Gerards).
Книга Mode en Module стала важной точкой отсчёта для монографий о голландских дизайнерах — не только в силу первенства, но и благодаря новому подходу, когда авторы критически и скрупулёзно анализировали жизнь и творчество ещё живого классика, без ограничений в доступе к его архиву и вмешательства в редакционный процесс. Оказалось, что памятником творчеству известнейшему дизайнеру может стать не тяжёлый том в крытой тканью обложке, а небольшая книга в мягкой обложке с современной брошюровкой на холодном клею. Не менее интересным и прогрессивным было и оформление книги, которым занимался тандем Япа ван Триста и Карела Мартенса, за год до этого оформивший монографию Мартенса Printed Matter. Последняя также стала важной вехой среди книг о дизайнерах и пережила три переиздания, каждое из которых неизменно заканчивалось скорой продажей тиража. Своим появлением монография о Шрофере сформировала своеобразную «дизайнерскую трилогию» ван Триста и Мартенса: помимо общих черт в дизайне, пугающе узких полей и характерных обложек, её формат также совпадает с двумя предыдущими. Можно с уверенностью сказать, что благодаря совокупности формы и содержания все три книги: Printed Matter, Mode en Module и Jurriaan Schrofer — входят в число наиболее значимых изданий, посвящённых голландскому графическому дизайну.
Биограф Шрофера Фредерика Хайген много лет отдала сохранению, изучению и популяризации истории голландского дизайна. Помимо Mode en Module она является автором множества публикаций, среди которых Visies op Vormgeving,The Style of the Stedelijk, Lex Reitsma — 196 Posters for De Nederlandse Opera. В настоящее время она возглавляет Фонд истории голландского дизайна. Книга Jurriaan Schrofer, изданная Valiz, стала результатом её работы на соискание докторской степени в Университете Амстердама. К оформлению книги подключились Яп ван Трист, также помогавший автору с архивной работой, и Карел Мартенс; алфавиты Шрофера специально для книги оцифровал дизайнер Радим Пешко, и до этого обращавшийся к теме модульных шрифтов; его же шрифтом F-Grotesk выполнен набор.
Столь подробное название книги — Jurriaan Schrofer: graphic designer, pioneer of photo books, art director, teacher, art manager and environmental artist — в полной мере отражает мультидисциплинарность и широкие интересы Юрриана Шрофера. Во вступлении Хайген объясняет, что к изложению его творчества невозможно применить традиционную хронологию, и потому она разделила повествование на 8 глав, посвящённых направлениям его деятельности. Несколько особняком от остальных отстоит восьмая глава, рассказывающая об экспериментах Шрофера с буквами и символами. Основными источниками для книги стал обширный архив Шрофера и многочисленные интервью с членами его семьи, клиентами, коллегами и бывшими студентами. Каждая глава строится на тематическом стержне, на него помимо фактов, деталей биографии, репродукций работ автор нанизывает небольшие эссе, поясняющие дискурс и среду, без которых понять происходившее было бы сложно, а для читателей, незнакомых с дизайнерской сценой Нидерландов того времени, и вовсе невозможно. Об академическом характере работы напоминают многочисленные ссылки на источники и комментарии, размещённые в маргиналиях. Некоторые из них весьма подробны и, наряду с подписями к репродукциям, образуют ещё один слой повествования.
Из всех глав, помимо повествующей о шрифтах Шрофера, наиболее интересными для широкой аудитории являются, пожалуй, посвящённые его ученичеству у Дика Элферса, его деятельности в области дизайна фотокниг, в рекламе и в качестве сотрудника Total Design. В книге также уделяется большое внимание вкладу Шрофера как организатора дизайн-сообщества Нидерландов. Благодаря его активным действиям в 1969 году была сформирована Ассоциация графических дизайнеров (GVN), появление которой демократизировало условия участия в цеховых объединениях и профессионального признания по сравнению с предыдущими годами. До этого момента правила авторитетной дизайнерской организации GKf, ставшей частью нового союза, не позволяли принимать в неё, например, дизайнеров, специализирующихся на рекламе — по мнению участников организации, презираемом, низком жанре.
Красной нитью в книге проходит линия внутренних противоречий Шрофера и его оппонирования чрезмерной рационализации и догматизации дизайн-деятельности. Хайген пишет: «Критика Шрофером модернизма была способом обособить себя от своего современника и коллеги Вима Кроувела. Кроувел производил большое впечатление своей работой и внешним видом. Он был пламенным приверженцем швейцарского модернизма и своим примером демонстрировал изменения в сути профессии дизайнера: не искусство, но более деловой, систематизированный подход; не эмоция, а информация. Шрофер, со своей стороны, подчёркивал важность человеческого измерения и отвергал базирующийся на системе подход, догмы и целостность». Ярким примером этому является история оформления первой линии метро Амстердама, запущенной в 1977 году.
В 1971 году муниципалитет в рамках проекта по строительству и запуску метро создал художественную комиссию, призванную сформировать концепцию оформления станций и обозначений. В комиссию вошёл и Шрофер, являвшийся на тот момент дизайн-консультантом метрополитена. Чуть позже он возглавил рабочую группу проекта по графическому дизайну и занимался составлением руководства по оформлению, детали которого прорабатывались Питером Братингой и его командой дизайнеров. Юрриан Шрофер видел дизайн возвышенно-экспрессивным, но не отвлекающим от функциональных качеств. Он настаивал, что система подземки, имея свою собственную визуальную идентичность, не должна ограничивать идентичность каждой из станций. Разногласия начались в тот момент, когда оказалось, что команда была не очень заинтересована в развитии его идей и пыталась выстроить единую систему идентичности. Правда, несмотря на явный характер противоречий, работа продолжалась. Перетягивание каната между рабочей группой Шрофера и дизайнерами, а также многочисленные причудливые предложения последних, включая комическую идею выбрать в качестве символа метро крота и даже оформить входы как кротовые норы, не вписывающиеся в концепцию и технические ограничения, привели к тому, что метро так и не получило цельной системы идентификации.
При этом в книге приводится множество противоположных примеров, когда несистемный экспрессивный подход давал интересный и новаторский результат. Не стали исключением из этого и шрифтовые эксперименты Шрофера. Однако, пожалуй, самым главным достижением его жизни стало преодоление стереотипных границ специализации и выход в пространство возможностей, когда дизайнер становится медиатором, координатором, режиссёром. В книге этому можно найти множество убедительных подтверждений. В заключение Хайген пишет: "Графические дизайнеры выстраивают образы, которые создают особый капитал для их клиентов. Эти образы выражают эстетическую независимость и ценны своими визуальными качествами. Однако дизайнер также располагает и другим видом независимости — в качестве консультанта. Графические дизайнеры координируют и взаимодействуют. Роли посредника и стратега также стали частью профессии, и в своей практике Шрофер справлялся с такими ролями великолепно«.
Schrofer Sketches («Эскизы Шрофера»)
Автор: Фредерика Хайген ¶ Издательство: Lecturis, 2014 ¶ Дизайн издания: Studio Joost Grootens ¶ Гарнитура: Atlas Grotesk ¶ ISBN: 978-94-6226-077-1 ¶ Язык: английский ¶ Размер: 22×28 см
Для исследователей архива Шрофера стало большим открытием то, что в нём сохранились сотни набросков, рисунков, пробных отпечатков и даже цветоделённых фотоформ, с которых осуществлялась печать. Завершив объёмную монографию о Шрофере, сочтя его черновики и рабочие материалы обладающими особенной выразительной силой и поэтичностью, Фредерика Хайген решила посвятить им отдельную публикацию. В условиях, когда всё больше дизайнеров цифровой эпохи обнаруживают интерес к наследию уходящих и ушедших дизайнеров, к следам ручного труда в дизайне, к осязаемому и печатному, появление такой публикации не случайно. Автор так подытожила свою идею: «Эта книга является в большей степени, нежели чем-либо другим, признанием в любви к графическому дизайну в его физическом присутствии».
Книга, получившая название Schrofer Sketches, была выпущена в ноябре 2014 года издательством Lecturis. Она включает вступительное эссе Хайген, обширный раздел с репродукциями материалов архива, в первую очередь экспериментами в области шрифта, типографики и геометрических структур, и особенно интересную заключительную часть — главу, раскрывающую технику и последовательность шагов при создании некоторых из работ Шрофера с учётом специфики и ограниченных технологий того времени. Все черновики, рисунки, чертежи атрибутированы и датированы. Репродукции в книге приводятся в четырёх масштабах: 25%, 50%, 75% и в оригинальном размере.
Книжный дизайнер Йост Гротенс (Joost Grootens), чья студия занималась оформлением книги Schrofer Sketches, помимо прочего, известен своим особым подходом к иллюстрированию и воспроизведению репродукций. Это издание не стало исключением из его практики. Для того чтобы более выразительно передать насыщенность пигментов маркеров и фломастеров, нередко применявшихся Шрофером на этапе набросков, в издании наряду со стандартными триадными использовались и дополнительные флуоресцентные краски. Благодаря такому решению многие скетчи выглядят особенно натуралистичными, как будто врисованными в книгу.
Приведённые в издании рисунки Шрофера, пожалуй, в наибольшей степени раскрывают математическую, вычислительную, почти компьютерную природу его интереса к буквам, узорам и сложным графическим структурам. Некоторые из работ поражают детализацией и кропотливостью, с которой они были созданы. Нередко он использует для отрисовки символов и разметки паттернов миллиметровую и логарифмическую бумагу, а также создаёт скелеты сложных геометрических деформаций отдельных надписей и целых шрифтовых композиций, вручную расчерчивая подробные координатные сетки.
Несмотря на то что Юрриан Шрофер застал появление вычислительной техники и, после того как Отье Оксенар (Ootje Oxenaar) показал ему электронную рисовальную машину Coragraph в Техническом университете Эйндховена, даже прибегал к её помощи в своих проектах, он так и не овладел навыками работы с компьютером. Большая часть работ была создана вручную с помощью пера и туши, рапидографа, маркера, фломастера, карандаша, вырезанных из бумаги фигур, касс Lеtraset и Mecanorma и собственных касс с переводками.
Хайген замечает: «Тот результат, за который Шрофер бился на бумаге, сейчас может быть достигнут нажатием кнопки. Ныне за всё отвечают программы и алгоритмы, весь инструментарий стал цифровым. Дизайнеры создают наброски прямо на экране, и, если они не сохраняют промежуточные шаги, процесс работы невозможно восстановить и увидеть. Компьютерная точность и безупречность вызвали среди современных дизайнеров обратную реакцию, которая выразилась в манифестации стремления к несовершенной форме и отклонению от нормы, к развитию индивидуальности и поиску уникального творческого почерка».