Новые книги Владимира Кричевского
В издательстве «Арт Волхонка» вышла книга Владимира Кричевского (при деятельном участии Георгия Ратьковского) «Графические прелести и курьёзы: книга для чуткого дизайнера». Новые этюды об оформлении довоенных советских книжек появились вскоре после квадратного альбомчика о проблесках «формализма» во внешности книги в 1930-е годы.
Между небольшими по объёму сочинениями есть перекличка в главном — оба учат видеть чудо в обыденном, отсеивать лишнее, а также исследуют природу творчества. Но концептуально, в самом выборе визуального материала книги отличаются существенно.
В «Проблесках «формализма» исследовался пограничный к 20-м период — «мрачные и блистательные» 1933–1937 годы, которые принято считать графически бесплодными, идеологически враждебными к авангардным послереволюционным годам. Владимир Кричевский показывает, что музыка революции во второй пятилетке всё-таки была ещё жива и вдохновляла дизайнеров на открытия в книжной графике, несмотря на гнёт официального реализма.
«Печатный графический продукт середины тридцатых всё же гораздо интересней и своеобразней, чем принято думать и видеть. Более того, в каком-то смысле он содержательней, теплее и даже художественно основательней поточных откровений 20-х».
«Проблески «формализма» выстроены как альбом с «автоальманахом», своего рода дневником-приложением внутри книги, в котором Кричевский ветвит основную тему: выхватывает светом софитов почти забытые ныне имена художников (например, выдающуюся ленинградскую троицу Смирнов—Крейцер—Пятунин, все трое — Борисы), выбирает подтемы, которым можно было бы посвятить и отдельные книги («Суперобложка против переплёта», «Гарнитура Фаворского», «Экземпляры в плохом состоянии»), наконец, щедро приводит дюжину названий ненаписанных книг для графических дизайнеров.
В «Графических прелестях» такой альманах и есть основа книги. Небольшие очерки написаны с участием двух-трёх характерных примеров из общего числа подобранных для книги обложек. И формировался этот ряд по остаточному принципу — ядро «Прелестей» составляют объекты, которым по разным причинам не нашлось места в других книгах Кричевского.
Несмотря на некоторую условность такого выбора, «Графические прелести» получились книгой, которую можно смело рекомендовать тем, кто ещё не знаком с творчеством всёчественника. Читатель-неофит познакомится с непростым, но выразительным языком Кричевского, почувствует поэтику заголовков очерков, увидит способ В. Г. «делать Никак» собственные книги — это касается и вёрстки, и вещественного, полиграфического воплощения издания.
Нешуточный ритм выхода книг на материале довоенных советских графических объектов наталкивает на мысль, что Кричевский прощается с темой «дцатых». В самом деле, в конце 2016 года вышла книжка об Александре Сурикове, следом с небольшой паузой появились «Проблески «формализма», и вот сейчас перед нами пасьянс из неохваченных прежде взглядом В. Г. книжных обложек. Вспомним и тот факт, что сейчас Кричевский работает над книгой об оттепельной типографике.
Из более чем двадцати книг Кричевского девять написаны непосредственно на плакатно-обложечном графическом материале эпохи советского авангарда. Вещи того времени в разных контекстах проявляются и в других книгах В. Г. Стоит задуматься, какая бездна (в положительном смысле) явлена, воссоздана, где-то и домыслена Кричевским: он открыл имена нескольких выдающихся дизайнеров, раскрывал тему только через иллюстрацию и только через книжную обложку, рассматривал и то, что предшествовало феномену 20-х годов, и то, что следовало за ними (упомянутые уже «Проблески «формализма»).
«У нас не было тракторной промышленности. У нас она есть теперь». Благодаря Владимиру Кричевскому мы многое знаем о дизайн-процессе, который вполне мог навсегда исчезнуть в темноте прошедших лет. Конечно, крупные имена и знаковые проекты остались бы как в исследованиях, так и в выставочных залах галерей. Но о периферии графического мира той поры (которая обернулась на деле центром!) рассказал только Кричевский. Всё малое, наивное, сиюминутное, нередко и дилетантское, причудливое, эфемерное в графическом дизайне увидел только он. Так в наши будни проникла пульсирующая, энергичная графическая эпоха, а не просто «направление в искусстве», скучно зафиксированное в монографиях искусствоведов.
Невероятно, но «Графические прелести» начинались как книга о новейшей отечественной реальности. История бесславного конца этого замысла описана Кричевским в предисловии с неизменным скепсисом и сожалением. И поэтому «Прелести», которые названы нами символической точкой, ставят больше вопросов, чем дают ответов.
Например, почему невозможна книга о современном русском дизайне? А может быть, артефакты 20-х только кажутся нам интересными из-за серьёзной временнóй дистанции и точно такая же дистанция нужна для выработки адекватного языка, которым можно говорить про сегодня, а не про вчера? Или дело в том, что тогда книга была передовым «медиаканалом», адекватным времени, а сейчас нужно сосредоточиться на перекрёстках жанров — вебе, мобильных приложениях, дополненной реальности? Или всё потому, что не существовало такой профессии «графический дизайнер» с её самоограничениями и книгу оформляли художники, архитекторы и театральные декораторы, привнося в обложку свежие идеи, раскованные решения? А может быть, современные точные полиграфические машины превращают любые неточности контура, странности цвета и композиции в фарс, а не в талантливые находки?
Суть не в этом. Попробуем уяснить главное, что есть в «Графических прелестях» и других книгах В. Г. о «дцатых». Они доказывают, что была эпоха, когда художники, оформители, графические дизайнеры (называйте их как угодно) и общество находились во власти вдохновения. Музыка революции, в какие бы дикие атональные визги она ни превратилась уже к началу 30-х, радикально обновила советскую прикладную графику вслед за литературой, архитектурой, театром. It all goes together.
Современное общество сегодня лишено такого вдохновения, и пафос романтики ему чужд. Процессами управляет прагматичный подход: реальность почти всегда требует от дизайнеров базовых знаний и умений, прозрачного результата и адекватности. И поэтому примеры яркого, «актуального» дизайна в современной России нужно искать не в плоскости собственно дизайна. Вероятно, как и в других сферах искусства, энтузиазм и актуальность в дизайне скрываются глубоко в подполье на пересечении непохожих явлений жизни: политики, актуального искусства, исторических исследований, благотворительности и так далее.
Книги Владимира Кричевского, упомянутые в обзоре
- Графические прелести и курьёзы: книга для чуткого дизайнера. При участии Г. Ратьковского.
М.: Арт Волхонка, 2017. - 193337: проблески «формализма» в оформлении советской книги. При участии Г. Ратьковского.
М.: Кучково поле, 2017. -
Александр Суриков: очерк графического стиля. М.: Кучково поле, 2016.
-
Печатные картинки революции. М.: Типолигон-АБ, 2010.
-
Обложка: графическое лицо эпохи революционного натиска 19171937. М.: Самолёт, 2002.
-
От модерна до ежовщины: 107 замечательных обложек. М.: Контакт-Культура, 2006.
-
Модерн(ъ) в печати. При участии К. Благодатских. М.: Типолигон-АБ, 2010.
Кричевский В. 1933–37: проблески «формализма» в оформлении советской книги. При участии Г. Ратьковского. М.: Кучково поле, 2017.
Эта характеристика спорная, но так у автора. — Р. Г.
В. Кричевский. Александр Суриков: очерк графического стиля. М.: Кучково поле, 2016.
О чём В. Г. объявил на конференции Typetersburg в августе этого года.
Кричевский В. Печатные картинки революции. М.: Типолигон-АБ, 2010.
Кричевский В. Обложка: графическое лицо эпохи революционного натиска 1917–1937. М.: Самолёт, 2002.
Кричевский В. От модерна до ежовщины: 107 замечательных обложек. М.: Контакт-Культура, 2006.
Кричевский В. Модерн(ъ) в печати. При участии К. Благодатских. М.: Типолигон-АБ, 2010.