Типографика как праздник случайности

4 мая 2017

Текст

Владимир Кричевский

Ти­по­гра­фи­ка как празд­ник слу­чай­но­сти

На­чну из­да­ле­ка.

У ме­ня есть книж­ка в се­рой об­лож­ке о за­ве­до­мо скуч­ном пред­ме­те — Boring Postcards (London—New York, Phaidon, 1999). Весь её текст сведён к бла­го­дар­но­стям за «С в кру­жоч­ке» и вы­ход­ным дан­ным. И весь этот текст на­бран сплош­ня­ком на се­рых фор­за­цах иро­ни­че­ски круп­ным шриф­том. Кни­га — это аль­бом ре­про­дук­ций из­би­ра­тель­но нуд­ных фо­то­от­кры­ток с ур­ба­ни­сти­че­ски­ми пей­за­жа­ми. Без ком­мен­та­ри­ев. Имя ав­то­ра (?) воз­ни­ка­ет на по­след­ней стра­ни­це: «Кол­лек­ция Мар­ти­на Пар­ра». На тыль­ной стра­ни­це об­лож­ки — не­сколь­ко по­хваль­ных от­зы­вов из прес­сы. Один из них: «Они курьёз­но пре­крас­ны в сво­ей скуч­но­сти. Они за­бав­ны, но­сталь­гич­ны и весь­ма экс­цен­трич­ны. Их ба­наль­ность оча­ро­вы­ва­ет. На са­мом де­ле они во­все не скуч­ные».

Моя за­мет­ка — о ку­да бо­лее скуч­ном пред­ме­те. Скуч­ном для обыч­но­го гра­жда­ни­на, но толь­ко не для чут­ко­го ди­зай­не­ра. Речь пой­дёт о ти­по­гра­фи­че­ских осо­бен­но­стях, ко­то­рые не при­ня­то за­ме­чать. Од­на­ко они су­ще­ствен­ны во всех от­но­ше­ни­ях. Без­раз­лич­ные ди­зай­не­рам, они, как ни па­ра­док­саль­но, очень хо­ро­шо зна­ко­мы и да­же до­ро­ги чи­та­те­лям. Чи­та­те­ли под­со­зна­тель­но за­по­ми­на­ют эти осо­бен­но­сти, ибо они по­мо­га­ют ори­ен­ти­ро­вать­ся в кни­ге и да­же за­по­ми­нать про­чи­тан­ное. О ле­ген­дар­ном му­зы­ко­ве­де Ива­не Ива­но­ви­че Сол­лер­тин­ском рас­ска­зы­ва­ли, что он об­ла­дал фе­но­ме­наль­ной спо­соб­но­стью к за­по­ми­на­нию всех зри­тель­ных «мар­ке­ров» на вся­кой стра­ни­це про­чи­тан­ной им кни­ги, вклю­чая пе­ре­но­сы слов со стра­ни­цы на дру­гую.

Та­ки­ми осо­бен­но­стя­ми по во­ле не­от­вра­ти­мой слу­чай­но­сти в раз­ной сте­пе­ни на­де­ле­на ЛЮ­БАЯ ря­до­вая по­ло­са лю­бой кни­ги. Но сре­ди раз­ных по­лос есть наи­бо­лее ха­рак­тер­ные. Что­бы это про­де­мон­стри­ро­вать, я дав­но облю­бо­вал кни­гу Ни­ко­лая Ев­ре­и­но­ва «Ропс», из­дан­ную Н.И. Бут­ков­ской в се­рии «Со­вре­мен­ное ис­кус­ство» (Санкт-Пе­тер­бург, 1910).

По­че­му имен­но «Ропс»? В кни­ге боль­шие рав­но­вес­ные по­ля, круп­ный на­сы­щен­ный шрифт (Мо­дерн), 24-строч­ная по­ло­са и все­го-то шесть­де­сят две стра­ни­цы. Это поз­во­ля­ет ви­деть в по­ло­се от­чётли­вую фи­гу­ру со все­ми её круп­ны­ми и мел­ки­ми осо­бен­но­стя­ми. Это поз­во­ля­ет раз­гля­деть всю кни­гу по­стра­нич­но. Кста­ти, труд вы­да­ю­ще­го­ся ис­кус­ство­ве­да не­во­об­ра­зи­мо ску­чен по зри­тель­но­му ма­те­ри­а­лу, от­нюдь не мо­дер­но­во­му по сти­лю. Чёр­но-бе­лые ре­про­дук­ции кар­тин да­ны в ви­де по­лос­ных на­кле­ек. В ста­рые до­брые вре­ме­на этот «дет­ский ле­пет» счи­тал­ся вер­ши­ной эро­ти­че­ско­го ис­кус­ства, а бель­ги­ец Фе­ли­сьен Ропс — его яр­чай­шим пред­ста­ви­те­лем.

Итак, я вы­би­раю две­на­дцать са­мых, на мой взгляд, ха­рак­тер­ных тек­сто­вых по­лос, рас­по­ла­гая их в по­ряд­ке воз­рас­та­ния ха­рак­тер­но­сти и, со­от­вет­ств­н­н­но, сни­же­ния скуч­но­сти.

с. 12 Обыч­ная по­ло­са, у ко­то­рой то­же есть свои осо­бен­но­сти, ни­ве­ли­ру­е­мые этой са­мой мни­мой обыч­но­стью:

с. 13 Здесь два не­пол­ных аб­за­ца, причём мень­ший свер­ху:

с. 52 Един­ствен­ная по­ло­са с дву­мя пол­ны­ми аб­за­ца­ми, причём мень­ший сни­зу:

с. 5 Толь­ко на этой по­ло­се встре­ча­ют­ся два од­но­строч­ных аб­за­ца, иду­щих под­ряд, да ещё по­сле са­мой ко­рот­кой кон­це­вой стро­ки на всю кни­гу.

с. 57 Двух­строч­ный («кри­ти­че­ский») аб­зац в са­мом ни­зу и к то­му же с вклю­че­ни­ем фран­цуз­ской фра­зы:

с. 33 По­ло­са со сти­хо­твор­ны­ми стро­ка­ми (к то­му же фран­цуз­ски­ми) в са­мом ни­зу:

с. 42 Са­мая дроб­ная по­ло­са — семь аб­за­цев, вклю­чая два не­пол­ных:

с. 46 Три «кус­ка» по во­семь строк в каж­дом, слу­чай един­ствен­ный:

с. 11 Три «кус­ка» об­ра­зу­ют ариф­ме­ти­че­скую про­грес­сию по чис­лу строк (3-8-13):

Как ни стран­но, в кни­ге есть ещё од­на «про­грес­сив­ная» по­ло­са.

с. 10 По­ло­са в 23 стро­ки с ком­пен­са­ци­он­ны­ми про­бе­ла­ми меж­ду аб­за­ца­ми. Это зна­чит, что сле­ду­ю­щая стра­ни­ца на­чи­на­ет­ся с аб­зац­но­го от­сту­па, а дать аб­зац­ную стро­ку в кон­це пре­ды­ду­щей по­ло­сы ти­по­граф, как во­дит­ся, не ре­шил­ся:

с. 34 При­мер­но то же са­мое, но с це­лью спа­сти сле­ду­ю­щую стра­ни­цу от так на­зы­ва­е­мой ви­ся­чей стро­ки:

По­доб­ных слу­ча­ев в кни­ге не­сколь­ко. Не­объ­яс­ни­мый («де­ви­чий») страх пе­ред ви­ся­чи­ми стро­ка­ми пре­сле­ду­ет ти­по­гра­фи­че­ский мир до сих пор. Од­на­ко эти кос­ме­ти­че­ские, но очень ак­тив­ные про­бе­лы меж­ду аб­за­ца­ми вы­гля­дят как не­удач­ная пла­сти­че­ская опе­ра­ция (не­удач­на лю­бая) на те­ле жи­во­го тек­ста. Сто­ит ли иг­ра свеч?

с. 53 И на­ко­нец — глав­ное со­бы­тие. Аб­со­лют­но­го сплош­ня­ка без аб­зац­но­го от­сту­па в «Роп­се», увы, не на­шлось:

Ра­зу­ме­ет­ся, у каж­до­го чи­та­те­ля-зри­те­ля своё пред­став­ле­ние о сте­пе­ни ха­рак­тер­но­сти-при­вле­ка­тель­но­сти, и, ста­ло быть, вы­стро­ен­ный мной ряд не­льзя счи­тать од­но­знач­но точ­ным.

Будь я пе­дан­тич­ным чу­да­ком-бри­тан­цем вро­де Мар­ти­на Пар­ра или если бы в Рос­сии ме­то­дич­но из­да­ва­лась гра­фи­че­ская ли­те­ра­ту­ра, не­пре­мен­но раз­вил бы текст до ма­лень­кой кни­ги, вклю­чив в зри­тель­ный ряд все по­ло­сы «Роп­са» — все, за ис­клю­че­ни­ем за­ве­до­мо не­ря­до­вых: ти­туль­ной, на­чаль­ных (с ини­ци­а­ла­ми) и кон­це­вых, по­лос с кар­тин­ка­ми и биб­лио­гра­фи­че­ским спис­ком. Не­слу­чай­ные осо­бен­но­сти, ко­то­рые обыч­но де­мон­стри­ру­ют­ся в ли­те­ра­ту­ре для ди­зай­не­ров и биб­лио­фи­лов, — та­ко­вые в дан­ном слу­чае ме­ня не ин­те­ре­су­ют. Не очень ин­те­ре­су­ют и в прин­ци­пе, ибо я убе­ждён в том, что ти­по­гра­фи­ка ин­те­рес­на преж­де все­го есте­ствен­ны­ми слу­чай­но­стя­ми. Не­льзя пре­вра­щать кни­гу в сплош­ной «ра­фи­над», хо­тя иной ди­зай­нер бо­рет­ся с есте­ством тек­ста с усер­ди­ем, до­стой­ным луч­ше­го при­ме­не­ния. Что ка­са­ет­ся ано­ним­но­го ти­по­гра­фа «Роп­са», он кое в чём рас­ко­ван: не слиш­ком про­грес­сив­ный, но и не зам­ше­лый. На то и стиль мо­дерн.

Счи­таю не­об­хо­ди­мым до­ба­вить к зри­тель­но­му ря­ду ти­по­вой раз­во­рот кни­ги, а в ка­че­стве бо­ну­са — за­нят­ную ти­туль­ную по­ло­су, решён­ную в фор­ма­те ря­до­вой.

И сно­ва про «Скуч­ные от­крыт­ки». Свой един­ствен­ный эк­зем­пляр эпа­таж­но­го бри­тан­ско­го аль­бом­чи­ка пе­ре­даю в ре­дак­цию «Шриф­та» с прось­бой по­да­рить его чи­та­те­лю, при­слав­ше­му са­мый со­дер­жа­тель­ный от­клик на мою за­мет­ку.

Колонка
15045