Указатели московского метро,
или Было всё-таки лучше
Один умнейший человек говорил мне, что всякий прогресс — это на самом деле регресс. Мой актуальный сюжет служит тому неплохим подтверждением.
Нынешние указатели московского метро несовершенны. Неведомые типографы-аккуратисты причесали их с помощью модульной сетки, назначили хороший наборный шрифт (британского происхождения — к чему бы это?), но, кажется, не озаботились пространственной организацией указателей, а стало быть, и их наглядностью. Скрупулёзный анализ всей системы (он остро необходим) занял бы толстенный том. Нижеследующие заметки — только о том, что замечаешь с первого взгляда на случайных примерах. Их следует рассматривать всего лишь как сигналы визуального неблагополучия. Все мои «должен», «лучше», «следует», «плохо» — это субъективные измышления пассажира, зависящего от указателей, и к тому же дизайнера с типографическими наклонностями.
Влево или вправо
Хочу проехать одну остановку от «Борисова» до «Марьина». Смотрю на заветный щит при спуске на платформу. В левом верхнем углу читаю «Марьино». Время поджимает. Слева, как назло, подходит поезд. Конечно, сажусь на него и приезжаю, увы, на «Шипиловскую»! Указатель сыграл дезориентирующую роль.
Нет, при наличии времени и желании вникнуть можно было приметить стрелку, ведущую в нужную сторону. Но эта стрелка с указанием конечной станции отнесена вправо. А внизу аккурат слева есть стрелка, привязанная к названию станции другого направления. Она сбивает с толку дополнительно. На одни лишь эти «грабли» мне довелось наступить уже три раза (!), а они, разумеется, и ныне там.
В указателе на развилке между правым и левым правая и левая половины должны быть выражены с максимальной чёткостью. В идеале площади половин должны быть соизмеримыми независимо от числа приходящихся на них станций. И всё, что указывает направо, должно гнездиться на правой стороне, налево — на левой. Пространственная организация — это самый крупный и самовыразительный знаковый признак, а спасительные стрелочки нужны только при особой необходимости. Пространственная организация прежде всего!
Избыточная строчка
Типовые неприятности связаны с внедрением дополнительной строчки, состоящей из четырёх знаков: из стрелки, номера линии в кружочке, дублирующего названия конечной станции и, что особенно забавно, указания на часть света.
Не много ли знаков и нужна ли вообще эта строчка? Во всяком случае, под сомнение попадает каждый из её элементов, особенно три последних. К тому же, если одна из «половин» указателя шире другой, эта длинноватая строчка нередко вторгается в чужое пространство и создаёт дополнительные помехи для бедного пассажира-реципиента.
Вподбор или колонками
Нынешние указатели наделены косметическим лоском также и за счёт более-менее равномерного распределения названий станций по всему полю указателя. «Русский швейцарец» (термин И. Келейникова) уповал на сетку и тем самым породил проблему порядка считывания названий станций — то ли по колонкам, то ли по строкам. Сильнее всего дезориентируют двухстрочные колонки. В любом случае глазу приходится блуждать, ибо интерлиньяж соизмерим с пробелами между колонками.
Многие указатели представляют собой сплошь и равномерно заполненную сетку, стыдливо разделённую едва заметной вертикалью. Разделительная вертикаль плавает по горизонтали в зависимости от числа станций, пришедшихся на ту и другую половину. Придётся повториться: правой и левой половинам в принципе желательно равенство по площади, и если даже на одной из половин всего одна станция, то пусть она (половина) пустует. Эта пустота — неотъемлемый и выразительнейший знак!
Тут и вспоминаются старые (добрые!) указатели. Да, они были выполнены кустарно и нацарапаны чуть ли не палочным шрифтом. Зато проблем с чтением не было, а, что особенно важно, названия станций были даны вподбор, единым блоком. В блоке последовательность станций считывается безошибочно, и хотя бы в этом старые указатели выигрывали у нынешних. Не вернуться ли к «примитивному» приёму, наделив наборные строки внушительными межсловными пробелами (без запятых) при подобающем интерлиньяже?
В качестве идеального варианта мне видится набор всех названий станций одного направления в единую колонку. Для этого, естественно, потребовались бы планшеты иных пропорций. Боюсь, никто и не помышлял о том, что планшет может быть вытянутым по вертикали. Кстати, должны ли указатели подделываться под архитектуру, зачастую прихотливую? Скорее нет, чем да. Контраст между архитектурными элементами и знаками навигации выгоден как знакам, так и самой архитектуре.
Итак, основные принципы оформления указателей сводимы к следующему: набор блоками флаговой формы, примыкание блоков к соответствующим краям (или углам), образование выразительных пустот. При явной выраженности половин ни один элемент не должен внедряться на чужую половину, если это чревато ложными представлениями.
Для иностранцев
При наборе названий станций вподбор названия латиницей можно было бы дать ниже отдельным блоком, а при наборе в колонку — рядом отдельной параллельной колонкой. Разумеется, можно оставить, как ныне, давая переводные названия подстрочником. Но не удобнее было бы уважаемому иностранцу пользоваться собственным блоком или колонкой, не натыкаясь на чужие кирилловские строки?
Строго говоря, иностранец заслуживает надписей оптимальной крупности, такой же, как и русский. Но единокегельный набор породил бы компоновочные невнятности, так что для иноземца придётся всё-таки мельчить, иначе бы потребовалось два однотипных указателя в одном.
Равнение на «флаг»
Разумеется, любой блок, в том числе и блочок с иностранным подстрочником, имея динамичную форму флага, должен подыгрывать нужному направлению: все блоки или блочки, отсылающие вправо, должны быть и выключены вправо. И наоборот. В нынешних указателях этот принцип используется недостаточно методично. Выключка влево (знай «русских швейцарцев»!) явно преобладает, что нередко замечаешь и там, где это явно нежелательно.
Выключка на середину
«Русский швейцарец», кажется, вовсе исключил надписи по центру. Но и центр должен при необходимости работать. Например, указатель сообщает пассажиру, на какую улицу он выйдет, двигаясь направо или налево. В этом случае название станции уместно дать посередине сверху, но не слева над названием одной из улиц. Кстати, знаки, сопрягающие сеть метро с сетью городских улиц, трудно унифицировать, и зачастую они требуют индивидуальной (ситуативной) проработки.
Два указателя в одном
В указателях нелишне со всей чёткостью разнести данные, касающиеся сети метро, и данные, связывающие станцию с городской средой. Тут было бы уместно ярусное членение, при необходимости поддержанное отсекающей горизонталью. Таков принцип, но в каждом конкретном случае может потребоваться особое решение.
Дополнительные сведения и/или излишества
Не ставя задачу проанализировать бесчисленные «мелочи» компоновочного и начертательного плана, замечу, что всяческие дополнительные сведения засоряют без того сложные схемы. Вводимые из благих побуждений, они нередко затрудняют беглое восприятие. Например, так ли важны указания «На север» или «На юг» вкупе со стрелками и повторными названиями (!) конечных станций? Знать конечную станцию иногда полезно, но не разумнее ли (проще, компактнее) не дублировать её название, а выделить красным цветом в конце общего списка? (См. также пункт «Избыточная строчка».)
Старые знаки обходились без дополнительной информации, а новые засорены ею. Тут налицо максималистский педантизм в сочетании с потерей чувства меры.
Знак над дверями вагонов
Он изображает всю линию и помогает пассажиру не прозевать свою станцию. Этот простейший знак не всегда внятен. Одни станции именованы под линией, другие — над, что обычно объяснимо всего лишь… длиной названия. Надо бы уравнять отрезки между соседними станциями, а все названия давать строго сверху или строго снизу, а если необходимо, то под углом в 45 градусов. Другого не дано. И хорошо бы пожертвовать некоторыми дополнительными данными, а те, что действительно необходимы, дать с одной стороны, противоположной названиям станций.
Генеральная схема
Наконец, замахнусь на «святая святых» — на общую карту-схему линий Московского метрополитена. Она разрослась и усложнилась настолько, что стала серьёзной головной болью. Студия А. Лебедева несколько раз вносила вялые и несущественные изменения, а здесь позарез нужны какие-то радикальные новшества. Некоторые способы совершенствования лежат на поверхности.
а) Диаметры кольцевых линий (внутри которых сеть особенно густа) просят максимального увеличения. Кстати, при некой необходимости (которую я сейчас не предвижу) кольца могли бы обрести форму овалов или даже прямоугольников со скруглёнными углами.
б) И наоборот, хвостовые элементы (концы линий) могут быть существенно укорочены. Иными словами, названия станций на «хвостах» можно изрядно сблизить, доведя их до облика колонки.
в) Для упрощения общей картины каждую из линий желательно спрямить, насколько позволяет вся густая сеть. Если не спрямить, то хотя бы придать линии форму дуги большого диаметра. Нынешняя сеть капризно (иногда довольно легкомысленно) изломана и тем самым усложнена.
Нужно постараться свести схему к чистой геометрии и упростить её всемерно!
г) На действующей схеме присутствует слой дополнительных сведений (строящиеся линии, подъезды к вокзалам, автобусы в аэропорты и пр.). Добавки, усложняющие схему, ждут тщательного анализа на предмет отказа от некоторых из них в пользу простоты и ясности схемы в целом. Так ли, к примеру, необходимы географические названия линий (они даны списком сбоку) притом что каждая помечена и номером, и цветом?
д) В качестве радикального варианта преобразования схемы мне видится следующее. Где-то в паре со схемой (быть может, отдельным листом) прилаживается список всех станций в алфавитном порядке (на нынешней схеме найти нужную стало мукой даже для москвича). Каждая станция получает двойной номер: порядковый номер линии + порядковый номер станции. Линии должны быть крупно пронумерованы с каждого из концов в направлении часовой стрелки (как на циферблате). На самой линии в кружочках-станциях (кружочки выразительнее рисок) ставятся порядковые номера станций. Счёт номеров станций — преимущественно сверху вниз или слева направо. Кольцевая линия заслуживает нулевого номера. Первую линию московского метро можно оставить за номером 1, но нет никакого смысла нумеровать сообразно срокам введения линий в эксплуатацию.
Таким образом, схема разгрузится за счёт изъятия названий станций. Номер линии в алфавитном списке станций представляется мне надёжнее, чем цветовой код, но цвета можно тоже задействовать, например, дать сам номер соответствующим цветом.
И последнее: идеальным обозначением пересадочного узла мне видятся концентрические кружочки соответствующих цветов, помеченные двумя или несколькими номерами. Таким образом, пересадочные узлы выделятся радужностью и величиной — чем больше станций сошлось, тем крупнее кружочек. Как вариант, кружочек можно поделить пополам или на три сектора, каждый по цвету линии. Разумеется, при ситуативной необходимости можно соединять пересадочные станции «коридорчиками», но, может быть, лучше условными чёрными отрезками.
Заключение
В моих заметках не охвачена и сотая доля аспектов и элементов, как типовых, так и ожидающих ситуативной проработки. Система, построенная на единых принципах, не должна исключать текущих локальных усовершенстований. Посему в штате метрополитена видится фигура главного навигатора, графически компетентного наблюдателя за устройством и функционированием указателей. По его воле могут вноситься необходимые изменения и поправки.