инотипы произвели революцию в печати, поскольку оказались доступны многим. Издательское дело распространялось с беспрецедентной скоростью, и даже небольшие города и сообщества обретали свой голос. «Восьмое чудо света», как Томас Эдисон окрестил линотип, по степени влияния на сферу коммуникаций сегодня сравнимо разве что с интернетом.
За изобретением линотипа стоит пронизанная трагизмом история гения и корпоративной алчности. Создатель этого инженерного чуда не стал состоятельным человеком, почитаемым наряду с Фордом, Эдисоном или Беллом. До самой смерти он совершенствовал своё детище, так и не увидев, насколько оно изменило повседневную жизнь.
К сожалению, опубликовано не так много фактов о судьбе строкоотливных машин. Ещё меньше внимания досталось их изобретателю, немецкому часовщику Отмару Мергенталеру. Этот очерк восполняет ряд пробелов.
Издательское дело — людям
К середине XIX века эволюция печати зашла в тупик. Успех Гутенберга в применении подвижных литер, стремительное развитие технологий производства бумаги, типографской краски и печатных станков увеличивали тиражи. Но ненасытный спрос на печатное слово сохранялся, тогда как ключевой компонент — ручной набор — за прошедшие четыре столетия не был существенно модернизирован. Многие инвестировали в дорогостоящие проекты в расчёте изобрести машину, способную набирать тексты быстрее человека. Незначительные инновации применялись то тут, то там, но полностью механизировать набор никому не удавалось. Все понимали: изобретатель машины, которая заменит собой утомительно медленный ручной набор, произведёт революцию в отрасли.
Так продолжалось до появления Отмара Мергенталера. Сын учителя, в 14 лет он стал подмастерьем дяди-часовщика. Способности Мергенталера к механике проявились уже в раннем возрасте. Ещё будучи ребёнком, он пробрался на деревенскую колокольню и тайком починил большие часы, бездействовавшие пять лет.
В октябре 1872 года восемнадцатилетний Мергенталер иммигрировал в Соединённые Штаты, где устроился у своего двоюродного брата Августа Хала. У того была мастерская в Вашингтоне (округ Колумбия), где собирали часовые механизмы и сигнальные лампы для Службы связи США. Наряду с работой на брата Мергенталер начал помогать подающим заявки на патенты создавать опытные образцы их изобретений: в те времена без рабочей модели заявку не принимали. Отмар быстро завоевал репутацию чрезвычайно одарённого механика.
Со временем мастерская Хала переехала в Балтимор, где в 1876 году Мергенталер познакомился с Джеймсом Клефаном — одним из создателей так называемой пишущей машины. Функционально похожее на печатную машинку, изобретение Клефана производило оттиски на бесконечной ленте, которые затем переносились на литографический камень. К сожалению, процесс включал в себя слишком много этапов и даже незначительная ошибка делала все усилия напрасными.
Из-за ограничений литографической печати Клефан и Мергенталер начали экспериментировать со стереотипированием: в форму из папье-маше вдавливали ряд литер, затем формы укладывали строка за строкой и заполняли расплавленным металлом, чтобы получить пластину с целым абзацем или страницей. К 1878 году работу над прототипом завершили, но быстро обнаружились недостатки. Часто металл застывал слишком быстро или не заполнял всю форму, что приводило к искажениям шрифта и неравномерному оттиску. Понимая бесперспективность такого подхода, в 1879 году Мергенталер прекратил сотрудничество.
Четыре следующих года Клефан пытался усовершенствовать метод, а между делом убедил состоятельного юриста Лемона Хайна и других инвесторов вложиться в разработку новой машины. Поддержанный энтузиазмом и финансированием Хайна, Клефан снова обратился к Мергенталеру. Тот с неохотой согласился.
В отсутствие Клефана Отмар не терял времени, работая над идеей изготовления металлических форм, которые избавили бы от проблем с равномерностью печатной поверхности и преждевременным охлаждением гарта. Воодушевлённый изобретатель представлял себе машину с тонкими длинными вертикальными планками и нанесёнными на них знаками алфавита, цифрами, пробельным материалом и т. д. При нажатии клавиши на клавиатуре нужная планка независимо от других двигалась вверх или вниз, пока не останавливалась на выбранном символе. Так выстраивалась готовая к отливке строка. Затем расплавленный металл под давлением подавался в отливную форму, где он застывал, образуя строку, пригодную для печати на обычных машинах того времени.
Для реализации задуманного Мергенталер и ряд инвесторов организовали Национальную типографскую компанию Западной Вирджинии (The National Typographic Company of West Virginia). Изобретателю пообещали десятипроцентные отчисления за каждую изготовленную машину. Прототип привезли в Вашингтон и представили сотням поражённых зрителей, включая президента Соединённых Штатов Честера Алана Артура.
Верный своей инженерной страсти, Мергенталер продолжал совершенствовать станок. Основная проблема с вертикальными планками заключалась в том, что оператор не видел строку до отливки и не мог заняться исправлением ошибок. Это существенно снижало производительность. Кроме того, оператор должен был ждать примерно пятнадцать секунд, пока закончится процесс литья, чтобы приступить к набору следующей строки. Но для того, чтобы полиграфическая промышленность по достоинству оценила строкоотливные машины, им предстояло превзойти все ожидания, особенно в скорости набора.
Решая возникшие затруднения, Мергенталер придумал использовать отдельные формы — матрицы. Это породило новые технические сложности. Особенно озадачивало, как из тысяч отдельных матриц собрать и отлить строку, а затем перераспределить их. В результате вертикальные планки были заменены магазином, в отдельных каналах которого находились матрицы. При нажатии на символ с клавиатуры матрица выпадала из своего канала в своеобразную верстатку, формируя строку.
Согласно замыслу изобретателя, как только матрицы выстраивались в строку заданного формата, они подавались в отливную часть машины, где весь ряд заполнялся расплавленным металлом. Горячий свинец мгновенно остывал, монолитная текстовая строка обрезалась и помещалась в гранку, готовую к печати. Затем машина автоматически перераспределяла каждую матрицу обратно в соответствующий паз расположенного сверху магазина. При этом оператор мог без промедления приступать к набору следующей строки.
Мергенталер представил новую версию проекта партнёрам — Клефану, Хайну и другим инвесторам. Перспектива практически всё начинать сначала не привела их в восторг. Понимая, однако, выдающийся потенциал усовершенствованной модели, они дали изобретателю полгода на создание рабочего прототипа.
Это была гонка со временем. Идея с отдельными матрицами в изобретении линотипа была ключевой. Мергенталер подсчитал, что каждый магазин должен содержать около 1200 матриц себестоимостью не более шести центов за каждую. Он отвёз образец Джону Райану в один из крупнейших шрифтолитейных заводов Балтимора, где аналогичные матрицы использовали в ручном наборе. Райан сразу понял, что на рынке каждая такая матрица может стоить более доллара, и, посмеиваясь, сказал Мергенталеру:
«Если вы сможете поставлять их словолитчикам по пятьдесят центов за штуку, то на одном этом сделаете состояние, не растрачивая сил на бесполезные попытки создать невозможное. Даже если вам удастся воплотить в жизнь идею такой машины, её ждёт неминуемый провал из-за общей стоимости матриц или какой-нибудь иной причины».
Однако Мергенталер и не думал сдаваться, его гений требовал совершенства. Поразительно, но для изготовления латунных матриц он изобрёл более тридцати специализированных устройств. Каждая из них проходила до шестидесяти различных процессов обработки. В результате мастерская Мергенталера смогла создавать необходимые матрицы стоимостью менее шести центов штука. Одно только производство матриц в промышленных масштабах можно считать величайшим достижением Отмара.
Синдикат берёт всё под контроль
Пока Мергенталер лихорадочно трудился над созданием прототипа, издатели крупных американских газет обратили внимание на происходящее в Балтиморе. Группа во главе с Уайтлоу Ридом из знаменитой «Нью-Йорк трибьюн» встретилась с представителями Национальной типографской компании, и в мае 1885 года газетный синдикат заплатил 300 000 долларов за контрольный пакет акций будущей Типографской компании Мергенталера (Mergenthaler Printing Company). Эта сумма превышала все гонорары, когда-либо выплаченные в Соединённых Штатах за изобретение, которое пока не принесло ни цента.
Президентом компании назначили Мелвилла Стоуна из «Чикаго ньюс». Чтобы лично контролировать процесс создания прототипа, он сразу же предложил перенести производство из Балтимора в Чикаго. Мергенталер этому воспротивился, считая переезд пустой тратой времени и денег. Позднее от этой идеи отказались, но разногласия предопределили характер будущих отношений с синдикатом.
Как ни удивительно, уже летом 1885 года Мергенталер завершил прототип и пригласил инвесторов в Балтимор, чтобы показать его в деле. Отмар нажал клавишу, латунная матрица выпала из своего канала и под действием струи сжатого воздуха опустилась к месту сборки. Впоследствии эту модель назвали линотип Blower. Собранные, упорядоченные матрицы перемещались в отливную часть машины, где расплавленный свинец закачивался в форму и, о чудо, станок выбрасывал готовую к печати строку. Затем матрицы поднимались в верхнюю часть машины, скользили по рейке обратно в магазин и вновь оказывались готовы к использованию. Одновременно Отмар набирал и упорядочивал следующие строки, демонстрируя собравшимся существенное ускорение набора.
Инвесторы требовали немедленно начать коммерческое производство. Мергенталер же указывал на необходимость многочисленных доработок, поскольку прототип создавался в короткие сроки. Акционеры с неохотой согласились подождать до заседания совета директоров в октябре. Меж тем в результате реорганизации Типографской компании Мергенталера её президентом стал Уайтлоу Рид. На октябрьском заседании прозвучали предложения начать производство со ста машин. Для столь сложного устройства Мергенталер считал такое число астрономически высоким и попросил ограничить заказ максимум двенадцатью машинами, чтобы устранять возникающие в процессе производства неполадки. После жарких дебатов удалось договориться об уменьшении первой партии до двенадцати станков.
Летом 1886 года на построенной наспех фабрике Мергенталера в Балтиморе завершили сборку первой машины и отправили её Риду в «Нью-Йорк трибьюн». Утром 3 июля печатники, репортёры и сотрудники газеты собрались в наборном цехе, Отмар сел к машине и отлил первую строку. Согласно свидетельствам, Рид воскликнул: «Отмар, ты сделал это! Печатная строка!» Репортёр спросил, как называется новая машина, и Рид ответил:
«О названии мы, разумеется, позаботились. Мы назовём её линотипом».
К концу 1886 года большую часть машин первой партии доставили в «Трибьюн», где их использовали в издании ежедневной газеты и «Книги о спорте на открытом воздухе» (The Tribune Book of Open Air Sports) — первой из набранных на линотипе. Рид тут же заказал производство ещё ста машин. Мергенталер счёл это абсурдным: первые линотипы собирали в спешке, они были едва проверены временем. Как он и предполагал, первые же отчёты выявили ряд проблем в работе машин. Для изобретателя Мергенталера приоритетом было качество, для инвестора Рида — прибыль.
Принципиальные разногласия
В марте 1887 года Уайтлоу Рид созвал экстренное собрание директоров компании. От Мергенталера потребовали немедленно прекратить конструктивные усовершенствования и выпустить не сотню линотипов, а вдвое больше. После долгих уговоров шокированный Отмар вынужден был согласиться, надеясь и в такой ситуации добиться лучшего результата.
Завод на Камден-стрит в Балтиморе расширили, число сотрудников стремительно возросло с сорока до ста шестидесяти. Для производства матриц купили второе здание на Престон-стрит, а изготовление других деталей поручили цехам подрядчиков в Балтиморе и Нью-Йорке.
Мергенталер неустанно совершенствовал условия и технологию сборки линотипов, но Рид, казалось, саботировал каждый его шаг: вмешивался в повседневные решения, нанимал людей по своему усмотрению, управлял зарплатой и самовольно менял производственные процессы. Так, Мергенталер был недоволен мастером, возглавлявшим матричный цех, и уволил его, но Рид снова нанял этого человека, повысил ему заработную плату и вдобавок открыл в Балтиморе собственную мастерскую, чтобы выпускать матрицы в прямой конкуренции с Мергенталером. Другой случай: Отмар уволил сотрудника за пьянство, Рид немедленно нанял уволенного для написания еженедельных отчётов о ходе работы цеха, а сам следил за тем, чтобы Мергенталер не препятствовал этому.
От подрядчиков поступало много бракованных, плохо изготовленных деталей — слесарям постоянно приходилось их дорабатывать. Несмотря на такого рода неудачи и трудности, к февралю 1888 года более пятидесяти машин первого заказа были доставлены в «Луисвилл курьер джорнал», «Вашингтон пост» и «Чикаго ньюс». Заводы наконец вышли на производственные мощности, позволяющие выпускать не менее 200 машин в год. К сожалению, руководители компании и газетного синдиката по-прежнему не были удовлетворены.
На ежегодном собрании акционеров Рид обрушил на Мергенталера обвинения в том, что Отмар плохо управляет производством и что уже находящиеся в эксплуатации линотипы — в его газете и других — не отвечают ожиданиям. Он безосновательно утверждал, что линотипы не только не экономят ресурсы, а сами становятся источниками проблем.
Но многочисленная документация наборных цехов и даже самого Рида свидетельствовала об обратном: машины сберегали время, деньги, труд.
Вскоре после собрания встревоженные и растерянные руководители компании потребовали прекратить производство линотипов. В действительности синдикат влиятельных газетчиков стремился сохранить за собой эксклюзивное владение высокорентабельной машиной с тем, чтобы доминировать на рынке.
Переписка между Мергенталером и синдикатом становилась всё более враждебной. Единственным ответом несправедливому диктату Отмар считал свой уход с поста управляющего заводом, что он и сделал 15 марта 1888 года. Мергенталер рассматривал этот шаг как простую отставку, а между тем по личному распоряжению Рида завод немедленно переправили в Бруклин. При поспешном переезде пропали личные инструменты Мергенталера, которые он так и не смог вернуть.
Мало того что Отмар был деморализован уходом из собственной компании, у него не осталось даже инвентаря, необходимого, чтобы зарабатывать на жизнь и содержать семью. Не получал он и отчислений за готовые машины. Рид заявил, что не знал о первоначальном соглашении касательно роялти, хотя это явно не соответствовало действительности, поскольку он сам участвовал в составлении контракта. Рид заверил Мергенталера, что компания рассчитается за потерянные инструменты при условии отказа от выплат с продаж.
Конечно, Отмар не согласился на это нелепое предложение. Однако финансовые трудности вынуждали его понемногу продавать акции Типографской компании Мергенталера, цена которых упала ниже первоначальной из-за наветов Рида о плохой работе машин и резкой остановки завода. После долгих месяцев борьбы с дирекцией Отмар всё-таки получил небольшую сумму за свои инструменты.
Принципиально новый линотип
Вынужденный начать всё с нуля, Мергенталер построил новый цех: работая на Рида, Отмар не мог посвятить себя совершенствованию линотипа, теперь же такая возможность появилась. Первоначальная машина имела успех, но Мергенталер знал, что может создать нечто ещё более прорывное.
Среди многих проблем линотипа был шумный поток воздуха, необходимый для перемещения матрицы из канала к элеватору собирателя. Кроме того, несомненную сложность представляла клавиатура, а каждому набору матриц требовался специальный магазин. Поздней осенью 1888 года планам Мергенталера исправить эти недостатки помешал плеврит: возможно, сказались напряжённые отношения с синдикатом. Врачи опасались, что характерная, крайне болезненная одышка является предвестником более серьёзного заболевания, и потребовали сбавить темп. Восстановление заняло почти два месяца строгого постельного режима.
Ближе к концу года Мергенталер закончил чертежи новой модели, но ему не хватало средств для сборки прототипа. Он обратился к старым друзьям и спонсорам — Джеймсу Клефану и Л. Г. Хайну. Те поделились планами с некоторыми акционерами компании в Вашингтоне, которых обескуражил саботаж со стороны Рида и синдиката. Так удалось собрать 2000 долларов.
Атмосфера в компании продолжала накаляться, и в январе 1889 года акционеры взбунтовались. Любопытно, что Рид и члены синдиката сдались без борьбы — Л. Г. Хайна избрали новым президентом компании. Последовавшее финансовое расследование выявило причину капитуляции: компания оказалась на грани краха. Переезд из Балтимора обошёлся слишком дорого, а фабрика в Бруклине не выпустила ни одной пригодной к эксплуатации машины. К тому же из-за дефектов, на которые давно указывал Мергенталер, в среде издателей ходили слухи о провале линотипа. Заказы отменили, потенциальные покупатели отсутствовали.
Мергенталер оказался перед необходимостью быстро спроектировать и построить новую машину: другой возможности выжить у реорганизованной компании не было. День и ночь он работал над новым линотипом «Симплекс»: оптимизировал конструкцию, унифицировал детали — всё это заметно облегчало эксплуатацию и ремонт машины. В феврале 1890 года первый такой линотип продемонстрировали в Нью-Йорке. Успех был столь масштабным, что заказы посыпались гораздо быстрее, чем ожидалось. Чтобы удовлетворить спрос на эти машины, компания наряду с заводом в Бруклине задействовала цех Мергенталера в Балтиморе.
Дебют линотипа «Симплекс» открыл новую эру в печати. За неполный год эту модель установили в наборных цехах всех крупных газет на территории Соединённых Штатов, Канады и Англии. Печать стала быстрее и дешевле, чем когда-либо прежде, что привело к беспрецедентному росту издательской индустрии. Ежедневные газеты увеличивали тиражи, и даже небольшие города смогли издавать собственную периодику. Производство книг дешевело, что делало их доступными гораздо большему числу читателей.
Стоило ожидать, что Мергенталер наконец будет вознаграждён за свои неоценимые усилия. К сожалению, всё ещё убеждённые старым аргументом Рида о чрезмерном роялти изобретателя в размере десяти процентов за машину, акционеры попросили Хайна договориться с Отмаром о новом контракте. Мергенталер позволил себя убедить (совершив крупнейшую ошибку в жизни) и согласился с вознаграждением всего пятьдесят долларов за машину что сократило его роялти вдвое и в дальнейшем привело к неисчислимым убыткам.
Даже в разгар производства новейшей модели линотипа Мергенталер не мог перестать улучшать своё детище. У нового руководства это встречало не больше понимания, чем у предыдущего. В категоричной форме от Мергенталера потребовали не вносить изменений в машину и просто производить линотипы. Это был сокрушительный удар для изобретателя.
Сборка линотипов оказалась более сложной и дорогой, чем предполагалось, продажи едва покрывали стоимость производства. Типографскую компанию Мергенталера и Национальную типографскую компанию реорганизовали в одну и назвали Нью-джерсийской линотипной компанией Мергенталера (Mergenthaler Linotype Company of New Jersey). По иронии судьбы новые акции были проданы в основном бывшим членам синдиката: двое из крупнейших инвесторов оказались тестем и шурином Уайтлоу Рида.
В декабре 1891 года Л. Г. Хайн ушёл с поста президента компании, чтобы вернуться к юридической практике. На его место избрали патентного поверенного компании Филипа Доджа из Вашингтона. Первым делом тот запросил у Мергенталера подробный отчёт, сколько компания должна изобретателю. Отмар представил документ, в котором указал расходы времени и ресурсов на разработку улучшенной версии «Симплекса». Додж, однако, платить отказался (и это поразительно!), аргументируя тем, что представленные расчёты не являются судебным иском против компании. Позже он предложил Мергенталеру половину суммы, на что Отмар ответил отказом. В полном объёме платёж был получен только в 1896 году.
Неожиданный поворот событий произошёл, когда управляющий бруклинским заводом Уилбур Скаддер заявил, что изобрёл машину «Монолин», якобы конструктивно проще и дешевле. Он даже договорился о её производстве в сотрудничестве с Л. Г. Хайном. Вместо того чтобы оперативно отстранить Уилбура от должности из-за очевидного конфликта интересов, Додж позволил ему остаться, пока полгода спустя Скаддер не ушёл сам. Проигнорировав рекомендации Мергенталера, Додж заменил Скаддера новым управляющим, который до этого даже не видел линотип.
Зарубежное производство линотипов росло, но Мергенталер не получал отчислений с продаж патентов в Англии, Германии или Австрии в должном объёме. Что особенно оскорбительно, Додж попытался изменить название компании, убрав фамилию изобретателя. Этот жест он объяснял тем, что название слишком длинное, часто пишется с ошибками и причиняет «массу неудобств».
Здоровье Мергенталера
К 1894 году постоянный стресс и беспощадный график аукнулись Мергенталеру. От плеврита он так до конца и не оправился, теперь же врачи диагностировали гораздо более серьёзное заболевание — туберкулёз. По настоянию докторов и семьи Отмар провёл большую часть лета в горах Голубого хребта, а осенью поехал на озеро Саранак в Адирондакских горах в штате Нью-Йорк. Стремительно растущий спрос на линотипы держал сотрудников завода в Балтиморе в постоянном напряжении, и Мергенталер, несмотря на отъезд, оставался в курсе всего происходящего.
К сожалению, на озере Саранак его здоровье не улучшилось, и в поисках необходимого лёгким тёплого сухого воздуха пришлось отправиться в Нью-Мексико. В Деминге Мергенталер снял коттедж, где к нему присоединились жена и дети с гувернёром Отто Шёнрихом. Отмар наконец-то смог больше времени проводить с семьёй, а с поддержкой Шёнриха начал писать автобиографию. Осенью 1897 года текст был закончен и готов к отправке в типографию, но возникший в прериях пожар охватил город и уничтожил рукопись вместе с жилищем Мергенталеров.
Хотя здоровье Отмара не восстановилось, семья вскоре вернулась в Балтимор. Там он вновь приступил к работе над книгой, но был настолько слаб, что Шёнриху пришлось восстанавливать рукопись самому и затем читать Мергенталеру каждую главу, чтобы убедиться в точности текста. В результате была опубликована лишь краткая биография: здоровье выдающегося изобретателя продолжало ухудшаться.
Отмар Мергенталер умер в октябре 1899 года в возрасте сорока пяти лет. Без особых почестей и фанфар его похоронили на кладбище Лаудон-Парк в Балтиморе. Он не успел увидеть огромный вклад своего изобретения в мир типографики и не получил признания как один из великих изобретателей конца XIX века. Проживи он дольше, его имя наверняка стало бы широко известным, подобно именам Томаса Эдисона или Генри Форда.
Столетие превосходства
Линотип стал самой известной строкоотливной машиной в мире, адаптированной к большинству письменностей и выпущенной в количестве свыше 100 000 единиц. Попытка измерить вклад этих типографских машин в распространение информации стала бы столь же трудной задачей, сколь и количественная оценка влияния интернета сегодня.
Линотип неизбежно столкнулся с подражателями и конкурентами. Один из первых — «типограф» Роджерса — компания «Линотайп» приобрела ради патента на шпационный клин Шукерса. Наиболее распространённым конкурентом был конструктивно схожий с линотипом интертип. Машина компании «Монотайп» значительно отличалась от линотипа по принципу работы, однако пользовалась определённой популярностью.
Джеймс Уильям Пейдж изобрёл самую сложную из конкурирующих машин и убедил американского писателя Марка Твена вложить значительные средства в её создание. Наборная машина Пейджа состояла более чем из 18 000 деталей и была довольно сложной в эксплуатации. Она позволяла набирать текст на шестьдесят процентов быстрее, чем линотип, но была настолько капризной, что один лишь Пейдж мог успешно с ней управляться. Рабочая версия изобретённой в 1882 году наборной машины не была готова до 1887 года, и семь лет спустя её окончательно сочли непригодной к использованию. Твен обанкротился, а изобретатель умер без гроша в кармане.
Компания «Мергенталер Линотайп» многие годы продолжала совершенствовать линотип. Первые машины разрабатывались для набора основного текста газет и могли отливать строки кеглем только от 4,5 до 18 пунктов. Позже машину приспособили для литья шрифтов размером до 60 пунктов, а в универсальных линотипах — и до 144-х. Первые машины могли работать только с одним магазином; чтобы сменить шрифт, нужно было терять время на установку другого магазина. Более поздние версии линотипа вмещали до восьми магазинов и позволяли смешивать матрицы из них в одной строке, что дало возможность набирать газету от начала до конца: с заголовками, подзаголовками, объявлениями и прочим.
Благодаря виртуозному дизайну и высокой производительности этому замысловатому механическому чуду довелось находиться на вершине издательской индустрии почти столетие.
Судьба линотипа
Конечно, царство линотипа не могло длиться вечно. В конце 1940-х изобрели первые фотонаборные машины. Прочные позиции в полиграфической промышленности они заняли в 1950-е. В начале 1960-х компания «Линотайп» включилась в конкуренцию на новом рынке холодного набора и запустила собственное производство фотонаборных машин и автоматов. Но даже производя одни из лучших устройств в отрасли, компания не смогла вернуть себе доминирующее положение времён расплавленного металла.
Компания поддерживала производство линотипов вплоть до начала 1970-х. Следующие два десятилетия тысячи линотипов ещё пылились в цехах, но для нового оборудования требовалось место, и от этих некогда драгоценных машин индустриальной эпохи начали избавляться: теперь они представляли ценность лишь в качестве металлолома для переплавки.
Настольные издательские системы похоронили «Линотайп» как производственную компанию. Доступность допечатной подготовки макета практически в домашних условиях свела на нет потребность в специализированном оборудовании. Производство в США и Великобритании закрылось, всё ценное имущество было передано немецкому подразделению компании «Линотайп». Оно в свою очередь слилось с «Рудольф Хелл компани», принадлежавшей концерну «Сименс», сменив при этом название на «Линотайп—Хелл». Продолжавшее производить фотонаборные устройства предприятие в конечном итоге перешло под управление «Гейдельбергер друкмашинен».
В цифровую эпоху единственным ценным ресурсом компании «Линотайп» была коллекция шрифтов, для продвижения которой на рынке возникла компания «Линотайп лайбрари», позже сократившая название до «Линотайп». Полностью принадлежавшая компании «Гейдельбергер», в 2006 году «Линотайп» была приобретена бывшим конкурентом — «Монотайп имейджин». Сегодня «Линотайп» базируется в немецком городе Бад-Хомбург и занимается лицензированием и продажей цифровых шрифтов из собственной коллекции, а также библиотек «Монотайпа», «Ай-ти-си» и менее крупных словолитен.
Завод «Линотайп» располагался в до сих пор существующих зданиях на пересечении Флашинг и Райерсон-авеню, неподалёку от Военно-морской верфи в Бруклине. К сожалению, все указатели и признаки прежней жизни завода стёрты, а здания разделены и используются как производственные помещения, хранилища, офисы. Сегодня мало кому из работающих там известно историческое значение этих территорий.
Наследие Мергенталера сегодня
Сейчас линотипы — большая редкость. Совсем немного таких машин остаётся в эксплуатации, и многие считают их пережитком прошлого, которому самое место в музее.
За исключением нескольких небольших книг, на удивление мало написано об истории Мергенталера и его выдающегося изобретения. Существует всего несколько фильмов: часть из них сугубо прикладного характера, ещё один — Farewell, etaoin shrdlu — запечатлел последнюю ночь горячего набора в «Нью-Йорк таймс». В 2012 году вышла документальная лента автора этого очерка Linotype: The Film. На поставленный ею вопрос, возможно ли передать линотипы следующему поколению или знание об этой технологии умрёт вместе с нынешним, растущее сообщество энтузиастов нашло свой ответ. Очарованные процессом высокой печати, эти люди продолжают делиться историей человека, который, несмотря на неудачи и причиняемые смертельной болезнью страдания, не отступил перед трудностями. И намерены продолжать до тех пор, пока их усилия не принесут Мергенталеру и линотипу заслуженное почтение.
Сноска
Здесь это просторечное название пишущей машинки употреблено для прояснения смысла при противопоставлении writing machine Клефана и широко известной сегодня typewriter. — Прим. ред.
Без малого 9 млн $ в ценах 2022 года. — Прим. ред.
В русскоязычной литературе большинство моделей линотипа
получили адаптированные названия: «Миксер» (Model 2 «Mixer»),
«А-П-Л» (All-Purpose Linotype), «Молния» (Blue Streak Linotype) и
т. д. Эта машина обычно упоминается без перевода. Смысл
данного ей «прозвища» могло бы передать слово трубач. — Прим. ред.
Каждая матрица по бокам сверху снабжалась ушками, а снизу — ножками. На них она опиралась во время движения из механической верстатки к первому элеватору, затем к отливному аппарату, откуда второй элеватор поднимал строку к разборному механизму. Сверху посредине матрицы имели вырез с зубчатой нарезкой, состоящей из семи пар расположенных друг против друга зубьев. В различных комбинациях одна или несколько таких пар отсутствовали. Зубьям соответствовали продольные рёбра на разборной рейке, которые прерывались над предназначенным для данной матрицы каналом магазина. Дойдя до такого участка, матрица теряла опору и падала в соответствующий канал. — Прим. ред.
Звучанием оригинальной фразы — A line of type! — иногда объясняют происхождение названия изобретения. — Прим. ред.
Джон Роджерс опоздал со своей машиной на четыре года. Его «Типограф» был легче, экономичнее и проще в эксплуатации и ремонте, но в 1890 году линотипы уже вовсю осваивали рынок. Хуже того, Роджерс проиграл Линотипу судебное разбирательство, связанное с патентом на саму идею строкоотливного набора. Тем временем, Джейкоб Уильям Шукерc в ходе семилетней судебной тяжбы отстоял права на изобретённый им шпационный клин. Роджерс их у него выкупил и отплатил Линотипу той же монетой — пригрозил судом за нарушение патента. Поначалу компания этот выпад проигнорировала. Тогда Роджерс переадресовал угрозу издателям, работавшим с линотипами. Оценив риски, синдикат газетчиков надавил на Линотип и компания пошла на мировую. Результатом стала сделка, на треть превзошедшая упоминаемые ранее 300 000 долларов. — Прим. ред.
В русскоязычной литературе большинство моделей линотипа получили адаптированные названия: «А-П-Л», «Идеал», «Миксер» и т. д. Эта машина обычно упоминается без перевода. Смысл данного ей «прозвища» могло бы передать слово трубач. — Прим. ред.
Каждая матрица по бокам сверху снабжалась ушками, а снизу — ножками. На них она опиралась во время движения из механической верстатки к первому элеватору, затем к отливному аппарату, откуда второй элеватор поднимал строку к разборному механизму. Сверху посредине матрицы имели вырез с зубчатой нарезкой, состоящей из семи пар расположенных друг против друга зубьев. В различных комбинациях одна или несколько таких пар отсутствовали. Зубьям соответствовали продольные рёбра на разборной рейке, которые прерывались над предназначенным для данной матрицы каналом магазина. Дойдя до такого участка, матрица теряла опору и падала в соответствующий канал. — Прим. ред.
Звучанием оригинальной фразы — A line of type! — иногда объясняют происхождение названия изобретения. — Прим. ред.
Звучанием оригинальной фразы — A line of type! — иногда объясняют происхождение названия изобретения. — Прим. ред.
В русскоязычной литературе большинство моделей линотипа получили адаптированные названия: «А-П-Л», «Идеал», «Миксер» и т. д. Эта машина обычно упоминается без перевода. Смысл данного ей «прозвища» могло бы передать слово трубач. — Прим. ред.
Каждая матрица по бокам сверху снабжалась ушками, а снизу — ножками. На них она опиралась во время движения из механической верстатки к первому элеватору, затем к отливному аппарату, откуда второй элеватор поднимал строку к разборному механизму. Сверху посредине матрицы имели вырез с зубчатой нарезкой, состоящей из семи пар расположенных друг против друга зубьев. В различных комбинациях одна или несколько таких пар отсутствовали. Зубьям соответствовали продольные рёбра на разборной рейке, которые прерывались над предназначенным для данной матрицы каналом магазина. Дойдя до такого участка, матрица теряла опору и падала в соответствующий канал. — Прим. ред.
Звучанием оригинальной фразы — A line of type! — иногда объясняют происхождение названия изобретения. — Прим. ред.
В русскоязычной литературе большинство моделей линотипа получили адаптированные названия: «Миксер» (Model 2 «Mixer»), «А-П-Л» (All-Purpose Linotype), «Молния» (Blue Streak Linotype) и т. д. Эта машина обычно упоминается без перевода. Смысл данного ей «прозвища» могло бы передать слово трубач. — Прим. ред.
Джон Роджерс опоздал со своей машиной на четыре года. Хотя его «Типограф» был компактнее, легче, экономичнее и проще в эксплуатации и ремонте, в 1890 году линотипы уже вовсю осваивали рынок. Хуже того, Роджерс проиграл Линотипу судебное разбирательство, связанное с патентом на саму идею горячего набора. Тем временем, Джейкоб Уильям Шукерc в ходе семилетней судебной тяжбы отстоял права на изобретённый им шпационный клин. Роджерс их у него выкупил и отплатил Линотипу той же монетой — пригрозил судом за нарушение патента. Поначалу компания этот выпад проигнорировала. Тогда находчивый Роджерс пригрозил разбирательством того же рода издателям, работавшим с линотипами. Оценив риски, синдикат газетчиков надавил на Линотип и компания пошла на мировую. Результатом стала сделка, превзошедшая упоминаемые ранее 300 000 долларов. — Прим. ред.
Джон Роджерс опоздал со своей машиной на четыре года. Его
«Типограф» был легче, экономичнее
и проще в эксплуатации и ремонте, но в 1890 году линотипы уже
вовсю осваивали рынок. Хуже того, Роджерс проиграл
Линотипу судебное разбирательство, связанное с патентом
на саму идею
строкоотливного набора. Тем временем, Джейкоб Уильям Шукерc в ходе семилетней судебной тяжбы отстоял права на изобретённый им шпационный клин. Роджерс их у него выкупил и отплатил Линотипу той же монетой — пригрозил судом за нарушение патента. Поначалу компания этот выпад проигнорировала. Тогда Роджерс переадресовал угрозу издателям, работавшим с линотипами. Оценив риски, синдикат газетчиков надавил на Линотип и компания пошла на мировую. Результатом стала сделка, на треть превзошедшая упоминаемые ранее 300 000 долларов. — Прим. ред.
Джон Роджерс опоздал со своей машиной на четыре года. Его «Типограф» был легче, экономичнее и проще в эксплуатации и ремонте, но в 1890 году линотипы уже вовсю осваивали рынок. Хуже того, Роджерс проиграл Линотипу судебное разбирательство, связанное с патентом на саму идею строкоотливного набора. Тем временем, Джейкоб Уильям Шукерc в ходе семилетней судебной тяжбы отстоял права на изобретённый им шпационный клин. Роджерс их у него выкупил и отплатил Линотипу той же монетой — пригрозил судом за нарушение патента. Поначалу компания этот выпад проигнорировала. Тогда Роджерс переадресовал угрозу издателям, работавшим с линотипами. Оценив риски, синдикат газетчиков надавил на Линотип и компания пошла на мировую. Результатом стала сделка, на треть превзошедшая упоминаемые ранее 300 000 долларов. — Прим. ред.
Здесь это просторечное название пишущей машинки употреблено для прояснения смысла при противопоставлении writing machine Клефана и широко известной сегодня typewriter. — Прим. ред.
Без малого 9 млн $ в ценах 2022 года. — Прим. ред.
В русскоязычной литературе некоторые моделей линотипа получили адаптированные названия: «Миксер» (Model 2 «Mixer»), «А-П-Л» (All-Purpose Linotype), «Молния» (Blue Streak Linotype) и т. д. Эта машина обычно упоминается без перевода. Смысл данного ей «прозвища» могло бы передать слово трубач. — Прим. ред.
Каждая матрица по бокам сверху снабжалась ушками, а снизу — ножками. На них она опиралась во время движения из механической верстатки к первому элеватору, затем к отливному аппарату, откуда второй элеватор поднимал строку к разборному механизму. Сверху посредине матрицы имели вырез с зубчатой нарезкой, состоящей из семи пар расположенных друг против друга зубьев. В различных комбинациях одна или несколько таких пар отсутствовали. Зубьям соответствовали продольные рёбра на разборной рейке, которые прерывались над предназначенным для данной матрицы каналом магазина. Дойдя до такого участка, матрица теряла опору и падала в соответствующий канал. — Прим. ред.
Звучанием оригинальной фразы — A line of type! — иногда объясняют происхождение названия изобретения. — Прим. ред.
Джон Роджерс опоздал со своей машиной на четыре года. Его «Типограф» был легче, экономичнее и проще в эксплуатации и ремонте, но в 1890 году линотипы уже вовсю осваивали рынок. Хуже того, Роджерс проиграл Линотипу судебное разбирательство, связанное с патентом на саму идею строкоотливного набора. Тем временем, Джейкоб Уильям Шукерc в ходе семилетней судебной тяжбы отстоял права на изобретённый им шпационный клин. Роджерс их у него выкупил и отплатил Линотипу той же монетой — пригрозил судом за нарушение патента. Поначалу компания этот выпад проигнорировала. Тогда Роджерс переадресовал угрозу издателям, работавшим с линотипами. Оценив риски, синдикат газетчиков надавил на Линотип и компания пошла на мировую. Результатом стала сделка, на треть превзошедшая упоминаемые ранее 300 000 долларов. — Прим. ред.
Джон Роджерс опоздал со своей машиной на четыре года. Его «Типограф» был легче, экономичнее и проще в эксплуатации и ремонте, но в 1890 году линотипы уже вовсю осваивали рынок. Хуже того, Роджерс проиграл «Линотайпу» судебное разбирательство, связанное с патентом на саму идею строкоотливного набора. Тем временем, Джейкоб Уильям Шукерc в ходе семилетней судебной тяжбы отстоял права на изобретённый им шпационный клин. Роджерс их у него выкупил и отплатил «Линотайпу» той же монетой — пригрозил судом за нарушение патента. Поначалу компания этот выпад проигнорировала. Тогда Роджерс переадресовал угрозу издателям, работавшим с линотипами. Оценив риски, синдикат газетчиков надавил на «Линотайп» и компания пошла на мировую. Результатом стала сделка, на треть превзошедшая упоминаемые ранее 300 000 долларов. — Прим. ред.