Шрифт без типографики
Интерес к буквам в последние годы стремительно растёт. Растёт он во всём мире, но в нашей стране процесс ещё более очевиден на фоне предшествующего ему периода безразличия и застоя. Появляются шрифтовые школы, проводятся шрифтовые и околошрифтовые интенсивы, конкурсы, фестивали, конференции. Казалось бы, ажиотаж вокруг шрифтовой темы должен радовать, но у меня создаётся впечатление, что отрасль развивается слишком уж стремительно и непоследовательно.
Шрифтовой дизайн набирает популярность, в то время как дизайнеров, знающих толк в типографике, по-прежнему единицы. Самый простой показатель — книжные магазины, где на типографику большинства представленных книг без слёз не взглянешь. Очевидно, что у дизайнеров отсутствует понимание, что такое полоса набора. Какие уж тут шрифты!
Я связываю это с тем, что у нас по-прежнему нет учебного заведения, которое имело бы полноценный курс, посвящённый типографике. Не вечернее, не дополнительное образование, а полноценный бакалавриат с изучением истории, эволюции технологических процессов, а главное — практикой высокой печати. Ни у одного вуза нет действующей мастерской высокой печати! Большинство существующих программ с громким названием «типографика» — узконаправленные, краткосрочные, поверхностные и рассчитаны на низкий порог входа, а сама программа ограничивается освоением технической стороны вопроса и отработкой модных приёмов. В то время как эта область очень глубокая, и, на мой субъективный взгляд, знания тут необходимы фундаментальные.
При этом мы видим, как люди учатся рисовать собственные шрифты, не имея ни этого самого фундамента, ни чёткого представления о том, зачем, как и где шрифт работает. Как можно придумать тему шрифтового проекта, спланировать состав шрифтовой семьи, её знаковый состав, когда ты имеешь лишь смутное представление, что в действительности необходимо для того или иного проекта?
Важны ли для шрифтовика глубокие познания в области типографики и графического дизайна? И обязательно ли для хорошего графического дизайнера, типографа умение проектировать шрифт? На первый вопрос я отвечу: на мой взгляд, да. На второй — думаю, что вовсе не обязательно.
Я сомневаюсь, что создание шрифта — это главный правильный путь к изучению типографики. Нет, я ни в коем случае не оспариваю необходимость шрифтового образования, но ставлю под вопрос изолированную работу над шрифтом. Шрифтовое образование должно быть в обязательном порядке интегрировано в обучение графическому дизайну (в каждое без исключения!) и плюс к этому (в идеале) существовать в формате аспирантуры, но при обязательном условии высокого порога при поступлении.
Шрифт и типографика — это не одно и то же. Шрифтовой дизайн ради шрифтового дизайна бессмысленен. Шрифт — это не арт-объект, который ставят на полку и любуются, шрифт — это инструмент со своими особенностями. Знакомство со шрифтом начинается с изучения области его применения, механизмов и тонкостей работы с ним.
Новую гарнитуру начинают рисовать, когда ощущают недостаток среди существующих, а не ради самого процесса. Первый вопрос, который стоит себе задать до начала работы, — зачем? Зачем и кому нужен этот шрифт? В какой среде он будет работать и какие задачи решать? Каким должен быть его рисунок, чтобы он функционировал наилучшим образом?
Количество дизайнеров, которые знакомы с проектированием шрифта и создают новые шрифтовые проекты, растет. Но перейдёт ли когда-нибудь количество шрифтов в их качество? А главное, перейдёт ли количество существующих достойных шрифтов на рынке в качество типографики? На мой взгляд, и то и другое возможно только при условии появления талантливых типографов и графических дизайнеров.
В ситуации, когда специалистов, способных со знанием дела работать со шрифтами, можно пересчитать по пальцам, будет ли критерий качества играть определяющую роль при выборе шрифта? Конечно, нет. И вообще, качество шрифта — далеко не единственное, что определяет качественную типографику.
Поймите меня правильно, моя цель — не пожаловаться на то, что все плохие. Я хочу обратить внимание на разницу между понятиями «шрифт» и «типографика», порассуждать об их взаимодействии, взаимодействии двух профессий. Дизайнер и шрифтовик воспринимают шрифт по-разному, с разными эмоциями и разной степенью погружения. Профессия графического дизайнера, типографа подразумевает способность чувствовать шрифт, его образ, быть внимательным к деталям и, безусловно, знать историю.
Но боюсь, что для большинства качество — понятие слишком эфемерное и немонетизируемое, за качественную типографику пока отдельно не платят, консультации типографа или шрифтового дизайнера мало кто считает необходимыми. Точно также можно нарисовать какой угодно шрифт или даже просто скопировать существующий образ и добавить к нему кириллицу. Как показывает практика, на каждый продукт будет своя аудитория, на любой шрифт найдётся свой обожатель, а на успех того или иного шрифта влияет множество факторов, и качество — далеко не самый важный среди них.