В этом году мы ещё раз убедились, насколько востребованны сегодня в России знания в области типографики. Совсем немного преувеличив, это можно было бы назвать ажиотажем. С большим успехом в прошлом году состоялись фестиваль «Типомания» и конференция «Серебро набора», стабильно работают существующие школы шрифта, и даже открываются новые. В результате прибавляется число тех, кто получает представление о профессии дизайнера шрифта, и тех, кто пробует свои силы в этой области. Ещё один отрадный факт: почти каждый год на одного выпускника курса Type and Media у нас становится больше. Однако вопреки перечисленным процессам предложение на рынке расширяется едва заметно при вполне предсказуемом качестве шрифтовых проектов. Всё, что появляется в медийном пространстве и вызывает интерес, остаётся недоступным для пользователя либо в виду эксклюзивности проектов, либо из-за неготовности авторов выходить к массовому пользователю.
Попробуем дать прогноз. Очевидно, что зарубежные производители будут активнее предлагать шрифты с качественной кириллицей, спроектированной самостоятельно или в сотрудничестве с профильными специалистами. Технический уровень таких проектов будет весьма высоким: разворачивается борьба за экраны, что представляется нам достаточно ёмким рынком. Стоит отметить, что в ушедшем году набрали силы небольшие отечественные словолитни и даже появились новые. Мы ждём свежих проектов от российских компаний и студий Brownfox, Letterhead, «ПараТайп», «Студии Лебедева», новоявленных Contrast Type Foundry и CSTM Fonts наряду с проектами независимых дизайнеров. На этом фоне будет расти спрос не только на дизайнеров шрифта, но и на таких редких специалистов, как шрифтовые технологи.
И наконец, вашему вниманию лучшие шрифты 2014 года. Условия, по которым шрифты попали в рейтинг, с прошлого года не изменились: шрифт должен быть доступен любому желающему для приобретения, обязательное требование наличие в знаковом составе кириллицы, а год выпуска должен быть датирован 2014-м. На этот раз в лонг-лист попали 37 претендентов (sic! в прошлом году было 36) из 14 стран. Редколлегия и редакция выбрали 10 проектов путём голосования. Все шрифты даны в алфавитном порядке.
20 копеек
«20 копеек» многоликий шрифт. Благодаря остроумной работе с альтернативными знаками он позволяет одним переключением кнопки Stylistic Alternates поменять ощущение от набора. Загляните в состав глифов любого из 14 начертаний (от Thin до Black), и вы обнаружите по два варианта букв K, Ж, Я, R в основном сете они кудрявы на манер «Акциденц-гротеска», а в альтернативном имеют прямые ветви. Побочная (или же главная?) история разворачивается и в курсивах, где в дополнительном стилистическом сете спрятаны наклонные версии букв. Образ набора зависит от действий дизайнера, который может сделать его и старомодным, и прагматичным, сослаться и на конец XIX века, и на середину XX-го. Для любителей классификаций, впрочем, карты перепутаны и любые намеки на конкретные исторические гротески являются не более чем иронией (посмотрите на латинские буквы f, g, r, y). Читатели блога Юрия Гордона помнят историю создания антиквы «21 Цент», вдохновлённой собирательным образом шрифтов конца XIX начала XX века (например, гарнитур серии Century и особенно Century Schoolbook). Гротеск «20 копеек» явился сыгранным партнёром упомянутой антикве, благодаря чему сложилась супергарнитура. И антиквенные «центы», и гротесковые «копейки» согласованы по насыщенности, пропорциям и размерам и, по замыслу автора, рассчитаны на совместное применение. «Копейки» укомплектованы капителью, минускульными и маюскульными цифрами в прямых начертаниях и поддерживают широкий спектр языков.
Bouquet
Яркий образец рукописного шрифта с лёгкой отсылкой к готическому письму, с применением широкой кисти. Набранную этим шрифтом надпись можно принять за леттеринг большое количество альтернативных знаков с росчерками убедительно этому способствует. Вообще, готика в кириллице зачастую выглядит довольно странно и надуманно, но в курсивных конструкциях она обретает не искусственную (как бывает зачастую в прямой фрактуре), а естественную динамику. Заслуживает внимания контроль дизайнера над чёрным и белым и контуром в целом. Bouquet примечателен плотной тёмной тканью набора в среднем кегле и дополнительными украшениями вроде росчерков, если вы набираете крупный заголовок. Как правило, появление подобного шрифта на рынке стремительно превращает его в завсегдатая вывесок и упаковок благодаря выразительности набранных им названий, которые сразу становятся логотипами. Интересно сравнить его с другим примером переосмысления каллиграфии в виде наборного шрифта гарнитурой Веры Евстафьевой Amalta. Их сходство в графической основе, то есть в письме широкой кистью, а их главное отличие текстовый потенциал при дальнейшем развитии. В «Амальте» он теоретически возможен при уменьшении насыщенности и дополнительной корректировке знаков. Отсутствие такового, конечно, не является недостатком гарнитуры Bouquet, которая сама по себе художественное высказывание. Это лишь наблюдение над «скелетом» шрифта и теми возможностями, которые он таит.
Formular
Шрифт Formular неогротеск, созданный под влиянием эстетики новой швейцарской волны, где типографика выполняет мощную роль остранения, создавая на своём графическом уровне напряжение между формой и содержанием. Активно разделяя их, Лоренц Бруннер, Симона Коллер, Ронни Юнгер и многие другие «швейцарцы» парадоксально добиваются внимания к содержанию, а в переживший постмодернизм век это, пожалуй, и есть задача номер один для графического дизайнера. Шрифты, которые мы видим в проектах этой эстетики, интересны с точки зрения тонких «сбоев» ритма то на уровне увеличенного межбуквенного расстояния, то на уровне формы отдельных букв. С точки зрения качества новая гарнитура «Браунфоксов» безупречна сбалансированна по контуру, ритму и оптике. От своих собратьев она отличается изобретательными формами некоторых букв, например M и W. (Всего-то на полтона ниже, а ритм и «звучание» становятся уникальными.) Ещё один важный момент в строении этого шрифта его пропорции. Formular удобен в работе с различными конструкциями: он может быть лёгким во флаговом наборе, а может стать и «кирпичом» в блочной текстуре. Его подчёркнуто чистые по геометрии знаки (стремящиеся к квадрату и кругу) делают строку крепко сбитой, а предельно короткие выносные элементы позволяют мостить абзацы максимально плотно, не теряя воздуха и ритма внутри. Это делает его универсальным инструментом, например, в интерфейсах и на веб-страницах (большим преимуществом гарнитуры является наличие экранной версии). Он решает задачи заголовков, сносок, элементов меню, вводных абзацев, врезов в одинаковой степени убедительно. Один из заметных примеров использования шрифта свежий образовательный проект Arzamas, где контрапунктом «Формуляру» служит гарнитура Lava. Отметим, что Formular снабжён минускульными и табличными цифрами, знаками препинания для прописных (так называемая «пунктуация, чувствительная к регистру»), дробями, знаками верхнего и нижнего индекса и стилистическими альтернативами для ряда букв.
Gerbera
Новый гротеск Gerbera на первый взгляд отсылает к работам Эдварда Джонстона, Эрика Гилла, Пауля Реннера и Арно Дрешера, к современным шрифтам вроде Euclid (SwissTypefaces) или Brown (Lineto). Сравнивать можно долго и с увлечением, но нам видится в «Гербере» не геометрия «Футуры» и не гибкость форм из эпохи движения искусств и ремесёл, а тень Роже Экскоффона и его гротеска Antique Olive (почему-то сегодня не столь популярного, как перечисленные выше шрифты). Впрочем, это может быть и обманом зрения из-за одной лишь тонкой детали, а именно небольшого обратного контраста в знаках, которому «Гербера» обязана особым ритмом. И в целом в эту гарнитуру «Браунфоксов» стоит вглядываться внимательно: преувеличенно разноширинные прописные в наборе выглядят торжественно и книжно, обратный контраст решён филигранно, а необязательные стилистические замены (строчная а, прописная Q) неожиданно меняют образ набранного слова, если воспользоваться ими. Правда, хочется спросить, почему в гротеске, явно приближенном к группе гуманистических, нет двучастной g хотя бы на уровне альтернативной формы, но, с другой стороны, такая непоследовательность придаёт «Гербере» определённый шарм.
Glober
Гарнитура Glober на первый взгляд не кажется исключением из ряда открытых узких гротесков, а прилаженные к окончаниям штрихов радиусы скруглений местами выглядят даже немного наигранно. Но потом в поле зрения попадают овалы и полуовалы: они выполнены искусно и формируют характер шрифта именно это меняет наше впечатление от облика гарнитуры. Овалы «тёплые», не механические: формы букв о, e найдены точно и заставляют равняться на себя все остальные знаки, создавая гамму пластических переживаний в, казалось бы, статичной и бесхитростной модели шрифта. Это сбалансированное шрифтовое семейство примечательно 18 начертаниями от тонкого до сверхжирного, включая наклонные. И, что немаловажно, существуют экранные версии «Глобера» это ещё и универсальный инструмент для разработчика мобильных приложений и веб-дизайнера. Гарнитура победитель конкурса «Современная кириллица 2014» в номинации «Текстовые шрифты».
Identitet
Шрифтовые проекты Николы Джурека часто связаны с экспериментом, будь то эксперимент технологический или лингвистический. Identitet обернулся новым смелым исследованием и опытом объединения в одной шрифтовой системе нескольких письменностей, которые исторически использовались (и используются) на Балканах. Это очень высокая планка, поскольку избранные письменности решительно отличаются графическим образом знаков. Глаголица (в трёх начертаниях от аккуратной исторической реконструкции древнейшей «угловатой» глаголицы до более современной круглой), боснийская кириллица, русская кириллица, arebica (вариант арабского алфавита для боснийского языка) и латиница в семье Identitet обладают единой толщиной штрихов, одинаковой высотой строчных и прописных знаков, и так далее во всех деталях, позволяющих достичь единства внутри системы. Identitet проект знаковый для современного мира, охваченного глобализацией с возможностью мгновенного доступа к любой информации, которая, в свою очередь, требует перевода и графического отображения на биллионах мобильных устройств. Никола Джурек провёл серьёзную исследовательскую и художественную работу чего стоит, скажем, создание автором новых графем в версии «круглой» глаголицы для обслуживания звуков в современном сербском языке, которых не существовало в древности.
Input
Шрифтовая семья с гигантским количеством моноширинных начертаний специально для написания программного кода. Возникает резонный вопрос, действительно ли это функционально оправданно, но пусть он остаётся риторическим. Эстетика моноширинных шрифтов эпохи ранних компьютеров и текстовых редакторов давно пользуется успехом у графических дизайнеров. Дэвид Джонатан Росс вдохновлялся процессом создания экранного шрифта Verdana Мэтью Картера и изначально рисовал Input как пиксельный шрифт. Когда базовые пропорции букв были выбраны, Дэвид приступил к отрисовке контуров поверх 11-пиксельной сетки. В результате Input может с успехом работать в типографике кода, в наборе табличных данных, а также в обычных текстах (например, технической документации). Любопытно, что автор шрифта предлагает использовать в коде (помимо синтаксической подсветки) различные начертания от гротеска до брускового. Input бесплатен для персонального использования, а его сайт не только промоинструмент, но и прекрасное поле для тестирования и генерирования шрифта с заданными стилистическими особенностями и знаковым составом. Input победитель конкурса «Современная кириллица 2014» в номинации «Текстовые шрифты». Гаянэ Багдасарян, член жюри конкурса, прокомментировала проект так: «Несмотря на то что некоторые кириллические знаки можно было бы слегка подкорректировать в соответствии с традициями, общая структура текстового набора выделяет Input из многих кириллических шрифтов своим точным попаданием в нерв времени. Моноширинный набор тоже сохраняет своё очарование в кириллице, что само по себе большая редкость».
Journal Sans New
«Журнальная рубленая» (её текстовая версия, а ещё существовало начертание для крупнокегельного набора, см. «Каталог ручных и машинных шрифтов», М., 1966) была спроектирована Анатолием Щукиным и его коллегами из Отдела наборных шрифтов Института полиграфического машиностроения в 19401956 году. Ревизия первой цифровой версии «Журнальной рубленой», созданной ещё на заре существования фирмы ParaGraph, выявила ряд проблем в контурах, межбуквенном расстоянии, кернинге. Все они усилиями дизайнеров Марии Селезеневой, Александры Корольковой, Олексы Волочая были устранены, но главное не в этом. Известно, что в основе Журнальной рубленой лежит шрифт Erbar-Grotesk (Jakob Erbar, Ludwig & Mayer, 1929) его пропорции, геометрический склад и состав начертаний схожи. Обновление «Журнальной рубленой» заключается в существенной переработке и уточнении знаков, существовавших в советское время «в металле», многие формы букв упростились, а их первоначальные варианты (например, к, ж) спрятаны в «альтернативы». Именно эти действия вновь сблизили «Эрбар-гротеск» и «Журнальную рубленую». Кроме того, был расширен состав начертаний: появился настоящий курсив (а не наклонное начертание) и два своеобразных заголовочных начертания. Кажется, «Журнальная рубленая» больше не напоминает о подшивках журнала «Наука и жизнь» за полированной коричневой дверцей шкафа и является полноценным инструментом для работы. А впрочем, если вы всё-таки захотите немного предаться ностальгии, всегда можно воспользваться альтернативными треугольными формами л и д и набор сменит свой «возраст».
Stem
О кириллическом «Готэме» грезили многие дизайнеры, и Stem можно назвать серьёзной попыткой эту мечту исполнить. Но что существенно отличает этот шрифт, кроме самих пластических особенностей, так это курсив. Если прямое начертание ещё пытается держать осанку, тянуть носок, сохранять определённую жёсткость, то вместе с курсивом образ заметно смягчается и становится приветливее и покладистее. Двенадцать начертаний от сверхтонкого до жирного, включая курсивы, капитель, различные стилистические наборы для цифр, альтернативные формы знаков (а, к, ж), и это только первая часть проекта, предназначенная для крупнокегельного акцидентного набора. По сообщениям авторов, ожидается выпуск новых начертаний для текстового набора, в том числе мелкокегельного (caption).
Woodkit
Деревянные литеры для акцидентного набора как эстетический объект обрели новую жизнь в этом проекте Ондрея. По словам автора, работа с «Вудкитом» напоминает игру в кубики. В вашем распоряжении три семейства (Solid, Print и Reprint, визуально отличающиеся эффектами «непропечатки»), в каждом из них по шесть начертаний различной стилистики с орнаментами. При включённых функциях OpenType можно добиваться весёлой вариативности и использовать Woodkit на полную катушку на все 10 000+ глифов. Этот впечатляющий проект акцидентного шрифта стал одним из победителей конкурса «Современная кириллица 2014». Шрифт был отмечен Юрием Гордоном, членом жюри конкурса: "Woodkit замечательный по замыслу и блестящий по исполнению шрифтовой проект в жанре новой типографики набор на грани шрифта и политипажа. Шрифтовая система, состоящая из чрезвычайно разнообразных, но отлично подогнанных друг к другу глифов-кубиков, позволяет выстраивать необыкновенные дома-надписи-картины, где каждая буква задерживает глаз, а простой набор становится готовым постером. Но это ещё и читается! В Woodkit можно играть, как в детский конструктор, собирая то слова, то абстрактные композиции из входящих в систему орнаментов. Для меня этот комплект привет и из прошлого с деревянными литерами, и из будущего с динамической типографикой, с самоценными типографическими играми, не привязанными, как до сих пор, к утилитарным целям. Возможно, это первый в мире комплект для игры в бисер".