Нужно сказать, что получившийся шрифтовой обзор рождает в нас смешанные чувства. В некоторых случаях разница в масштабности выбранных шрифтов настолько велика, что их соседство может показаться странным недоразумением. И в этот момент нужно вспомнить о реальности и критериях отбора. Критериев было три: первый — шрифт включает знаки кириллического алфавита; второй — шрифт (или его кириллическая часть) выпущен в публичную продажу в 2013 году; третий — право на использование шрифта можно приобрести на законных основаниях. Такие условия оставляют часть проектов за бортом, например эксклюзивные шрифты или студенческие проекты. В предварительный отбор попали 36 шрифтов, из которых редколлегия и редакция выбрали 10 путём голосования. Все шрифты даны в алфавитном порядке. Представляем вашему вниманию результаты для самостоятельных выводов.
Brioni от Typotheque
Дизайн антиквы Brioni Serif основан на упражнениях ширококонечным пером, однако при переходе от бумаги и туши к кривым Безье дизайнер переосмыслил привычные штрихи ширококонечного пера. Мощные прямоугольные засечки, спокойные пропорции и ритм делают Brioni устойчивым к различным способам печати. Существует две версии гарнитуры: начертания с приставкой Text обладают невысоким контрастом между толстыми и тонкими штрихами и больше подходят для набора текстов в мелком кегле. Brioni Sans был спроектирован Николой Джуреком в 2010 году в качестве пары к одноимённой антикве. Обе гарнитуры, несмотря на задуманную дизайнером стилистическую связку, абсолютно самостоятельные инструменты прежде всего для набора длинных, типографически насыщенных текстов. Формально Brioni Sans подходит для таких задач благодаря своим классическим пропорциям и элегантному рисунку, умеренному контрасту штрихов и тщательно подобранному межбуквенному расстоянию. С технической стороны семейство Brioni отличается богатым составом OpenType-функций (стоит отметить, к примеру, девять типов цифр для различных нужд), широким диапазоном начертаний и поддержкой большого числа языков. С 2013 года в них входят и кириллические языки с греческим (дизайнер Александр Тарбеев).
Geometria от Brownfox
С прошлого года молодая студия Brownfox заполняет свою библиотеку шрифтами в привычных классификационных категориях. После DIN-подобного шрифта Brutal Type (дизайнеры Дмитрий Растворцев и Гаянэ Багдасарян) студия выпустила гротеск Geometria. Геометрическая строгость здесь уживается с неожиданно мягкими деталями в некоторых знаках, формы шрифта открыты и ясны. Гарнитура заставляет вспомнить об известных шрифтах из этой категории (например, Futura или Avenir), но обладает собственным «лица необщим выраженьем». Браунфоксы не прогадали — в кириллическом секторе по-прежнему остро не хватает очевидного: развитого по начертаниям геометрического гротеска, книжной антиквы, свежего и актуального неогротеска и так далее. 16 начертаний, поддержка всех западноевропейских языков (5 кодировок), ряд обязательных OpenType-функций, кириллические и латинские лигатуры, математические знаки — это лишь часть арсенала Геометрии. Шрифт — один из победителей конкурса Граншан в номинации «Кириллические текстовые шрифты».
History от Typotheque
В 2013 году в самом большом долгострое (по замечанию Петера Билака) Typotheque появилась кириллица и греческий алфавит. В двух словах, шрифтовая система History — это набор разностильных начертаний, которые можно накладывать друг на друга и получать новые решения. С History можно добиться бесконечно вариативной и эффектной акциденции. Петер Билак начал этот проект ещё в 1990-х, вдохновившись своеобразием тосканских инициалов. Идея смешивать разные ингредиенты в рамках базового «скелета» шрифта получила новый виток, когда Билак и компания разрабатывали шрифты для городской агломерации Сент-Пол/Миннеаполис. Тогда студия предложила заказчику прототип шрифтовой системы, которая синхронизировалась бы с календарём на компьютере дизайнера и случайно выбирала из собственной базы начертаний исторические формы. Однако в History Билак оставил лишь один «скелет» (пропорции букв римского капитального письма), на который «навешивается» 21 начертание. Заслуживает внимания очерк о работе над гарнитурой, а также многочисленные примеры её использования.
Humanist 521 от Paratype
Долгожданная кириллица в Gill Sans, цифровой версии знаменитого шрифта Эрика Гилла от компаний Bitstream и Paratype. Из автобиографии Гилла следует, что Gill Sans (сегодня этот шрифт — один из символов английской визуальной среды) возник как эскиз для вывески прогрессивного книжного магазина в Бристоле. Стэнли Морисон, увидев эти буквы, предложил Гиллу спроектировать на их основе новый гротеск для компании «Монотайп». Так в 1927 году началась история шрифта, который за прошедшие десятилетия одинаково хорошо обслуживал и официальную англиканскую церковь, и BBC, и первые книжные обложки Penguin, и британские железные дороги. Теперь дизайнерам доступны кириллические версии шести текстовых начертаний и сверхжирного начертания, разработанные Владимиром Ефимовым и Изабеллой Чаевой, в полном мультиязычном комплекте, с минускульными цифрами и отдельным ультражирным начертанием работы Тагира Сафаева.
Institut от Brownfox
Тёплый ламповый шрифт Institut вырос из эстетики моноширинных шрифтов на перфокартах и надписей на табличках в бесконечных коридорах научно-исследовательских институтов. Его тяжеловесные и даже грубые на первый взгляд формы неожиданно вызывают при использовании совсем другие ощущения. Романтика космических полётов и научных экспериментов в строго засекреченных лабораториях — мотивы, активно использованные дизайнером Вячеславом Кириленко в презентации шрифта. Проект примечателен тщательным «шрифтовым брендингом», который создаёт яркий образ и на первый взгляд компенсирует отсутствие строчных знаков и альтернативных начертаний.
Ladoga от Paratype
Объёмный проект Виктора Харика, над которым он работал более 10 лет, — воссозданная и расширенная цифровая версия антиквы, разработанной советским дизайнером Анатолием Васильевичем Щукиным (1906–1994) на основе собственных рисованных титулов и обложек книг. По своему внешнему образу Ladoga приближена к письму ширококонечным пером и отчасти к ранним историческим формам антиквы старого стиля. Однако в большей степени прообразом Ладоги послужил шрифт Tribunus Antiqua Уоррена Чеппела, разработанный дизайнером для франкфуртской словолитни D. Stempel AG в 1939–1940 годах. Результатом усилий Виктора Харика и компании стал развитый типографический инструмент: четыре письменности (латинская, кириллическая с церковнославянским комплектом с титлами, греческая и иврит), капитель, все виды индексов и надстрочных знаков, альтернативные знаки, четыре стандартных текстовых и два заголовочных начертания. Перечисление особенностей Ладоги заняло бы не одну страницу — так и поступил Виктор Харик, подробно рассказав о проектировании этой гарнитуры.
Lava от Typotheque
В 2012 году Петер Билак решил издавать собственный журнал Works That Work, и первое, с чего он начал, был фирменный шрифт для нового издания. «Мне хотелось сделать шрифт не просто ради уникального стиля журнала. Я стремился прежде всего создать гарнитуру с выразительным голосом, — пишет Билак, — уверенным, но не назойливым, располагающим к себе голосом интересного рассказчика. Этот шрифт я собирался применять как для длинных текстов, так и для броских коротких заголовков. Так появилась Лава». Ещё одним условием было качественное отображение шрифта на всевозможных планшетах и телефонах с высоким и низким разрешением экрана. Отсюда и базовые характеристики Лавы: рисунок шрифта отличается открытостью форм, спокойными пропорциями, серьёзное внимание уделено межбуквенному расстоянию и кернингу. Кроме того, в шрифте несколько вариантов рисунка цифр: минускульные, цифры для набора с прописными буквами, капительные цифры, а также моноширинные цифры для всех перечисленных вариантов (для табличного набора). Гарнитура поддерживает большинство европейских языков на основе латиницы.
Mr. Palker + Mr. Palkerson Юрия Гордона
Mr. Palker и Mr. Palkerson — семейство шрифтов (брускового и гротеска) с расширенным диапазоном начертаний. «С Палкером и Палкерсоном любой язык превратится в забор. А шесть начертаний позволят точно выбрать материал забора — от стальных прутьев Thin до каменных блоков Black. В своём простейшем виде мистеры Р&Р предназначены для плотной заголовочной вёрстки в викторианском или промышленном стиле. Это вполне добротные, несколько старомодные брусковый шрифт и закрытый гротеск» — так характеризует шрифты Юрий Гордон. Дизайнер не пожалел для обеих гарнитур специй: в шрифтах по нескольку альтернатив на букву, юникейсные варианты, лигатуры, капитель (её необычный рост и толщина приближены к прописным буквам, и поэтому она может служить вторым рядом прописных или выступать в наборе логотипов) и двухэтажные лигатуры, с помощью которых можно создавать, например, эффект славянской вязи. Как и многие другие шрифтовые проекты Юрия Гордона, Палкерсоны на одном дыхании перекочевали из «Фонтлаба» в реальный журнальный макет.
Romanovsky от Paratype
В марте 2013 года компания «Паратайп» завершила работу над светлым начертанием шрифта Романовский. Этот гротеск появился в словолитне Осипа Лемана в 1910 году, через год после выпуска латинского прототипа Feder Grotesk работы Якоба Эрбара (1878–1935) во франкфуртской словолитне Ludwig & Mayer. Инициатором создания цифровой версии шрифта Романовский выступила Мастерская Димы Барбанеля, и в дальнейшем шрифт был задействован в дизайне школьного словаря русского языка (издание СПбГУ). Полужирное начертание Олекса Волочай
рисовал, сверяясь с каталогом франкфуртской словолитни (у Лемана полужирного шрифта не было). Примерный образец югендштиля с интересными особенностями: в комплект знаков включены 20 лигатур прописных знаков в латинице и кириллице, гласные с ударениями в прописных и строчных регистрах (и даже ударную букву «ё»), недавно принятый знак рубля и знак гривны. Кроме кириллицы, Романовский содержит алфавитные знаки языков Западной и Восточной Европы.
Vaccine от Paratype
Vaccine — ритмичный брусковый шрифт. В деталях он отличается мягкими окончаниями штрихов и засечек (привычные серифы перемежаются с односторонними) и жёсткими стыками горизонталей и вертикалей. Гарнитура практически неконтрастна, пропорции знаков слегка расширены. Отдельно упомянем полноценные курсивы к каждому из 5 начертаний. Vaccine доказывает, что интерес к брусковым шрифтам не ослабевает и даёт хороший повод сравнить эту гарнитуру, например, с гарнитурой Adelle, не так давно дополненной кириллицей при участии Александры Корольковой.