«Я хочу, не дожидаясь вашего вопроса, сказать очень полезную фразу для журнала „Шрифт“. Я хочу сказать, что если есть на свете сюжет, наименее вписывающийся в профиль журнала „Шрифт“, каким он мне сейчас представляется, то сюжет Яна ван Тоорна именно таков. И это замечательно как для журнала „Шрифт“, так уж для Яна ван Тоорна тем более. Вы же знаете его отношение к шрифтам? И вы наверняка знаете, что я с ним во многом солидарен», — так начался наш разговор с Владимиром Григорьевичем летом 2013 года. Импульсом для этой встречи послужила выставка «Ян ван Тоорн. Диалог с публикой», прошедшая тогда же зимой в Московском музее современного искусства. Парадоксальным образом запись разговора пролежала на полках редакции без малого шесть лет. Первую публикацию мы собирались сделать в книге всех интервью «Шрифта», но уход Яна ван Тоорна из жизни на этой неделе в возрасте 88 лет стал поводом, чтобы опубликовать разговор уже сейчас. — Е. Ю.
* * *
Вы говорите, типографические решения Яна ван Тоорна вам дороги. Как бы вы могли определить его типографику?
Хороший вопрос. Ян ван Тоорн точно не постмодернист, какое-то это понятие неестественно ёмкое. Скорее это особым образом выраженный случай модернизма. Тут какие-то архаизмы возникают, заголовок прописными буквами с разрядкой — невероятно… На взгляд обывателя, здесь ничего не произошло, а на мой — произошло, потому что нарушено сразу четыре правила модернизма: прописные, разрядка, симметрия, невнятный шрифт… В общем, что-то не то.
Или возьмите его плакаты — здесь всё «неправильно». К примеру, его знаменитый круглый плакат. У него нет ориентации в плоском пространстве. Его творчество — оксюморон, сочетание несочетаемых понятий, какой-то архаический модернизм. Здесь вот (показывает круглый плакат для академии 1994 года) красные строки, выключка посередине, какая-то треугольная форма, но она абсолютно функциональна, поскольку отражает три направления деятельности Академии Яна ван Эйка, в которой ван Тоорн был ни много ни мало ректором. Правда, недолго — лет пять-шесть, но создал там свою философию, проводил там удивительные мероприятия. Всё было пронизано его духом. Академия работала по его рецептам.
Назвать Яна ван Тоорна бунтарём — сильно упростить его роль?
Да. Хотя бы потому, что бунтарям обычно не многое удаётся, бунтари ломают, а Ян ван Тоорн строит. И он находит своих собеседников, заказчиков, даже институт, который можно возглавить. При этом его работы совершенно надконвенциональны. Если вы будете вглядываться в них, то найдёте десятки признаков нарушения типографической нормы. И при этом у него никогда нет вызывающих внешних декоративных эффектов, в его работах доминируют содержание и особая янвантоорновская сдержанность. Он агрессивный, провокативный, бунтарский, но при этом бунтарь сдержанный. Опять оксюморон. Из-за этого тормоза, который есть в его сознании… Нужна фантастическая мера смелости и душевных сил, чтобы это всё зарядить скучностью. И это всё искусственно выверено, поэтому среди его кумиров ситуационисты — есть такое направление.
Вы сказали, этот календарь изменил вас?
Не изменил. Я сейчас проявлю свою гордыню, но всё же скажу: он показал мне, что я не один в этом мире. Хотя я не хочу себя с ним сравнивать, он достиг несопоставимо гораздо большего, чем я. Но во мне это бродило — и вдруг я увидел, что не один. И открыл для себя то, о чём и не мог подумать. Яну ван Тоорну свойствен негативизм. Было бы грубо сказать, что он делает всё наоборот, — не всё, но многое, да.
Есть ван Тоорн и его мир, язык и работы, и есть Кричевский и его мир. Я уверен, между этими мирами есть связь.
Мне очень трудно объяснить, потому что, может, «связь» — не самое подходящее слово. Стимулятор — да, духовная поддержка мощная. Я же не супермен, и сопротивляться всему без помощи чего-то было бы трудно. А это мне помогает, безусловно, сопротивляться.
Сопротивляться чему?
Пошлости, косности, однообразию. Пошлость охватывает весь современный графический дизайн, который мне не нравится и который, к сожалению, является обычным, типичным, самым характерным и распространённым на земле и, тем более, в России.
Вопрос о роли образа в продукте, высказывании. Поиск так называемого целостного образа часто ставится во главу угла. Насколько это имеет значение для Яна ван Тоорна? В моём представлении его работы — это калейдоскоп образов, который размещается и утрамбовывается с невероятной компрессией.
Слово «образ» я тут же перевожу на английский и представляю, что оно не очень близко Яну ван Тоорну, так же как и слово «стиль». Когда я написал ему о том, что отличаю «стиль ван Тоорна», ему это, как и ранним конструктивистам, сильно не понравилось. Те всегда говорили, что делают правильно и никакого стиля у них нет. Я бы вместо слова «образ» использовал, может, слово «манера» или «стиль», но это всё не то, претит. Я узнаю его по квадратным сантиметрам поверхности.
Как вы считаете, что сформировало его как художника?
Бертольд Брехт, Виктор Шкловский, Жан-Люк Годар и ещё ряд важных имён: все эти Фуко, Беньямины и прочие, вот те самые столпы. Отнюдь не дизайнеры, не художники. Вообще, всё начинается со Шкловского и с его остранения. Ян ван Тоорн — рыцарь и бог остранения.
Вы ясно себе представляете, как трудно сделать странное? Странное в глазах обычного человека. Даже в глазах заточенного на странное человека — и для него трудно сделать странное! Поэтому, когда я хожу по выставкам современного искусства, где всё уже подчинено этой задаче, я с сожалением констатирую: да это же не странно, а очень банальная, примитивная структурная схема лежит в основе. Слишком много хохмачества, забав. Люди шутят, вкладывая в это большие деньги, много дорогих материалов и компьютерных технологий. Ян ван Тоорн умеет делать странное. Вот сейчас я удовлетворён своей речью.
Как, по-вашему, дизайн связан с национальным самосознанием? Всё, что делают голландцы, в наших широтах невозможно вообразить. С другой стороны, взять то же начало XX века: какое разнообразие у нас было! Движения и «измы» на любой вкус: формализм, конструктивизм, футуризм. Насколько раскованные встречались идеи и высказывания. Вопрос: куда это всё испарилось?
Не вошло в жизнь, увы. Я не знаю, как это произошло, для меня это абсолютная трагедия русской культуры. Казалось бы, на волне интереса к русскому авангарду это могло бы стать частью нашей жизни. Ан нет, превратилось во что-то музейное, экзотическое. А сколько было здравого смысла во всём этом. Взять хотя бы того же Кручёных. Когда читаю, дух захватывает — сколько полезных мыслей, раскрепощённости и сколько привязанности к русской культуре и языку…
Кручёных, Терентьев, Каменский, Бурлюк — они не были космополитами, эти наши футуристы, они были истинными патриотами России, это удивительно. А Велимир Хлебников — это же просто гений недосягаемый. Это должно было войти в нашу жизнь, осеменить наше будущее, но нет. Каждые десять лет в нашей стране меняется всё, и ничего не происходит — это особенность России. Культура отдельно, жизнь отдельно. А в Голландии и Германии культура и жизнь сомкнулись, вот вам и результат.
Вспомните впечатления от личного знакомства с ван Тоорном?
Это невосстановимо. В начале нашего разговора вопросы таяли, да и общение не строилось по принципу вопрос-ответ, начиналась какая-то болтовня, если так можно назвать мой плохой английский. Я думаю, что Ян ван Тоорн может многое дать русскому дизайну: раскованность и небезразличное отношение к содержанию.
Страшная вещь, которая процветает в России, — это когда дизайнеру не важно, что он делает. Ему важно проявить свои творческие амбиции, показать себя — не важно, на каком материале. Сочетание якобы хорошего дизайнера с плохой вещью, по существу, плохо. Почему Ян ван Тоорн делает не так много? Он делает только то, во что верит; кроме всего прочего, он социалист.
Что его интересует в этом мире? Нарушение прав человека, засилье рекламы, ему это претит, и он это фиксирует, вырезает это из журналов и газет. Критическая рефлексия. Его возмущает неравномерность распределения богатства по миру. Но, как западный человек, он не настолько эмоционален, как мы; он смотрит на это всё холодным взглядом и подаёт в нелицеприятной форме, фиксируя неприятные процессы, происходящие в обществе. Ещё его интересует современное искусство, поэтому он с удовольствием оформлял печатные материалы для Музея ван Аббе с 1965 по 1974 год.
Подход Вима Крауэла и Total Design к корпоративной культуре и брендингу — это успешная рыночная коммуникация. Они создавали новую визуальную культуру. И много сделали! По другую сторону баррикад — Ян ван Тоорн, который противостоит этому. Если вообразить себе ситуацию, что нет спора между Крауэлом и ван Тоорном, нет полюсов, нет позиции, которую можно занять вопреки чему-то, — изменился бы язык Яна ван Тоорна?
Вопрос очень хороший, мудрый вопрос. Давайте подумаем. Конечно, ван Тоорн — возмутитель спокойствия. Скажем так, если бы не было полюсов, не было бы и Яна ван Тоорна. Он ведь бросает вызов, а Вим Крауэл делает эффектный лист, который с расстояния тридцати метров заметен, заинтересовывает зрителя, и тот подходит и читает, что там написано. При этом Крауэл стоит на защите объективного, а ван Тоорном движет всё человеческое, спонтанное, субъективное.
Вим Крауэл косвенно и прямо работал на одну вещь, которую я считаю пороком, укоренившимся на нашей земле, — это корпорация. Ян ван Тоорн ни разу не сработал на фирму. Понимаете, какая отрешённость? Мог быть в десять раз богаче, мог иметь дом трёх-, а не двухэтажный, мог бы ездить как Вим Крауэл на «моргане» — такой пижонский двухместный автомобиль, кузов которого делается из металлизированного дерева.
Дело в том, что Яну ван Тоорну претит буржуазность. Видимо, крепкая социалистическая закалка, желание быть ближе к реальности, постоянно говорить о ней и привлекать внимание к далеко не популярным темам являются теми самыми триггерами. В его творчестве отсутствует сугубо внешний показной форсированный эффект. То, от чего торчит среднестатистический обыватель и среднестатистический дизайнер. Дизайнер — такая профессия, которая становится всё более и более для меня подозрительной. Хотя она благородна. На деле — слишком много дешёвых эффектов, и ладно бы они были разными, но они ещё и одинаковые… А у Яна ван Тоорна и двух одинаковых вещей нет, потому что такова его методическая установка, он просто не может сделать одинаковое.
Мы понимаем, что высказывания Яна ван Тоорна не изменят положение вещей и отношение людей к этим вещам. Тем не менее энергия, которую он вкладывает в каждую работу, не иссякает. Вопросы ставятся, но изменения не наступают. Для чего он это делает и кому адресует свои сообщения?
Ключевое слово в речи Яна ван Тоорна — message. Я его как-то спросил: «Ян, объясни, зачем эта деталь?» И он мне сказал, что без неё не будет сообщения. Существует такая ходульная фраза: «Мои вещи говорят сами за себя». Я с этим не очень согласен. Люди могут и должны обсуждать что угодно, зачем в этом сомневаться? Я, например, с огромным удовольствием рассказываю и комментирую, если мне задают вопросы. Если я что-то делаю, то могу это объяснить — чтобы не подумали превратно, не приняли одно за другое. Но если вещи говорят сами за себя — это прекрасно. Второе важное слово в речи Яна ван Тоорна — informal. Ему важно, чтобы вещь была тёплой, чтобы она грела, а не была такой структурированной, выстроенной.
Вопрос о критическом взгляде Яна ван Тоорна и о самом жанре. Позиция Яна ван Тоорна 60–70-х годов была реакцией на происходящее. Есть ощущение, что сегодня такого отклика очень не хватает.
Именно так. У него на каждой странице есть критика реальности — невыразимая, визуальная! Ибо Ян ван Тоорн — визуалист, что он тоже любит подчёркивать. Мы это видим, поскольку это содержательно, это не декоративная пустота. И это притом, что я обожаю хороших декораторов и ничто из декоративного мне не чуждо. Ян ван Тоорн же настроен враждебно: он не допускает декоративности.
Вы не до конца ответили на вопрос про ваши отношения с ван Тоорном.
А я вообще не ответил. В этот день я увидел и купил первый в своей жизни журнал Emigre. И в этот день я пошёл в гости к Яну ван Тоорну. Я что-то сказал в вопросительном ключе, вроде «Как вам?». Ян ван Тоорн гримасой показал, что это бяка. Наверное, он имел в виду дизайн. С неявной неприязнью, но чуть-чуть поморщился, когда я спросил. А я был в восторге — увидел этот журнал в первый раз. Я ещё только созревал. Я ценю в Яне то, что он может быть странным. Многие к этому стремятся, но не достигают. На старости лет ван Тоорн всё чаще делает вещи по собственному заказу, что лично меня не очень радует. Мне очень нравилось, когда он достигал высот, делая обыденную вещь: книгу, календари и всё на свете.
Хочу сделать оговорку, что в ходе подготовки выставки ван Тоорна я очень устал, испытал пресыщение. Я очень люблю, когда мало, и ненавижу избыток. Когда у меня было пять голландских вещиц, я радовался, это было лучшее время. Когда я узнал всё, я завязал. Оставался только один ван Тоорн. Я уже давно не мониторю голландский дизайн, больше 10 лет, только фигура Яна оставалась привлекательной. Так вот, в ходе подготовки выставки я устал и от него. Но это проходит.
Ситуационизм — движение, основанное в Италии в 1957 году. Прослеживается влияние дадаизма, сюрреализма, антигосударственного марксизма и флюксуса. Большое влияние на идеологию группы оказало также восстание в Венгрии 1956 года и возникшие там советы рабочих.
1972 год стал важной вехой в истории дизайна. В амстердамском Музее Фодор состоялись жаркие дебаты между Вимом Крауэлом и Яном ван Тоорном. Две полярные точки зрения на суть и цели дизайна и роль дизайнера в обществе заставили задуматься общественность далеко за пределами Нидерландов. Крауэл отстаивал позицию невмешательства и максимальной объективности дизайнера, выполняющего свои профессиональные обязанности. По мнению Крауэла, дизайнер должен — подобно хирургу, не взирающему на то, кто перед ним, праведник или убийца, — выполнять свой профессиональный долг. Ван Тоорн утверждал, что именно дизайнер своим личным отношением, своей реакцией на происходящее может и должен провоцировать общество к размышлению над проблемами, поскольку владеет универсальным визуальным языком, доступным каждому. Спор был совершенно бескомпромиссным и стал в профессиональных кругах в один ряд с другой легендарной полемикой — диспутом Яна Чихольда и Макса Билла в 1945–1946 годах (Bill-Tschichold dispute) о сути и функции новой типографики.
Журнал Emigre выходил с 1984 по 2005 год и стал своеобразным манифестом новой типографической волны, современной версией дадаизма, но уже с использованием цифровых технологий. Его издатели, владельцы одноимённой студии Зузана Личко и Руди Вандерланс, сформировали внушительную коллекцию шрифтов и стали заметными игроками в шрифтовом бизнесе.