Дима Барбанель находится в Сочи на балконе квартиры, снятой как летняя резиденция в относительной безопасности от COVID-19. Евгений Юкечев беседует из района Панков в Берлине. Диму слепит майское солнце, а уйти с балкона он не может — у Юкечева есть желание задать заготовленные вопросы. Изначальной задачей было обсуждение конкретных проектов с расставлением по ходу нужных акцентов, но Дима ушёл в метафизику с элементами исповеди, пришлось дописывать в два приёма. Удалось поговорить о следующем: как развивался медиарынок в конце 90-х и в 2000-е, почему шрифтовое пиратство было неизбежностью для макетчика, как найти баланс между заказом и выручкой и как собрать вокруг себя сотни дизайнеров на ежедневные дизайн-тренировки.
Дима, расскажи про самое начало: про лихие 90-е, про запуск Esquire, про «Афишу» и про твои первые команды. Ты ведь вырос в редакциях, первый опыт, насколько я понимаю, именно журнальный?
Наверное, начать можно с «Афиши», она была той точкой, когда мы, познакомившись с Филиппом Бахтиным, решили идти против течения. Это был 2001 год, журнал «Большой Город». Мы хотели делать совершенно новую штуку, которая захватила бы всё: была читаема, популярна, цитируема. Мы хотели, чтобы каждая собака нас читала! Вообще, вся остальная жизнь между «Афишей» и Esquire была какой-то халтурой. К примеру, был корпоративный журнал, куда меня позвал Данила Шорох, с которым мы тоже работали в «Афише» и который пришёл из Playboy так же, как я, только на год или два позже. До этого я ещё переделал Playboy в научно-популярный журнал из довольно мерзкого издания о сиськах. Это избавило меня от необходимости еженедельного кастинга каких-то женщин, но при этом я дал читателям возможность читать тексты, которые готовили прекрасные журналисты: Антон Красовский, Эдик Дорожкин, Лев Данилкин, Серёжа Титов и много людей, которые оставили след в журналистике начала 2000-х. Одним словом, мы начали процесс разрушения Playboy как институции и переделали его в литературно-публицистический дайджест.
В 2002-м, уволившись из «Афиши» после провала первой итерации «Большого Города», мы пошли с Данилкиным делать немецкий журнал Fit For Fun!, тоже пытаясь переделать его из дебильного журнала во что-то экологичное.
С чего началась история Esquire в России, что стало триггером?
В 2004-м Филя [Бахтин] позвал меня в журнал FHM, на который тогда купил лицензию издатель Михаил фон Шлиппе. На самом деле фон Шлиппе — это человек, который оказал на меня огромное влияние, давая мне драгоценную возможность делать то, что я считал нужным.
Филя ушёл из «Афиши», стал главарём, собрал себе команду из модников и красавиц. В какой-то момент он меня позвал на разговор вместе со Шлиппе. Это был зажигательный разговор. Я так, как сейчас, не умел разговаривать, я был грустный чувак, потому что у меня был хронический гастрит и я делал вещи, которые мне не нравились, и никакие блага не могли скомпенсировать это ужасное душевное неспокойствие. Разговор был о том, что «а давай-ка делать наконец то, что мы решили делать в Афише». То есть давай вместе сделаем офигенную штуку, которую все будут читать. Это было началом русского Esquire. Если бы я ещё чуть-чуть находился в том состоянии душевного упадка, то со мной точно бы что-то случилось. За эту встречу, продолжавшуюся минут сорок, Филя мастерски, точно, выразительно, весело сформулировал программу на следующие пять лет. Это было очень круто. Я сразу согласился.
Через какое-то время я приехал в Independent Media, получил там пространство для переговоров и придумывания, и уже в декабре 2004-го мы пересели на Тверскую в специально снятый для Esquire офис, и я занялся наймом дизайнерской части команды. С Esquire было всё сложно, потому что в какой-то момент наша дружба с Филей развалилась. Мы были вынуждены работать вместе, но более комфортная работа была у Фили с Максом Никаноровым, потому что Макс — мягкий, тонко чувствующий парень, не экстремист.
Мы с Филиппом хотели делать выразительные вещи на грани допустимого, в том числе и для нас самих, квантовыми прыжками преодолевая один свой комплекс за другим. Однако нам обоим быстро стало ясно, что при общей цели путь к ней каждому из нас представлялся по-разному. Где-то Филя был намного резвее меня — возможно, я просто не поспевал за ходом его мысли.
В итоге я сделал 20 номеров, это где-то два года с хвостом, хотя у меня такое впечатление, что я сидел в Esquire целую вечность. Просто в какой-то момент стало ясно, что я сделал всё, что хотел. На новый язык у меня не было сил, потому что в это время уже были сплошные скандалы. Филя ушёл из журнала в 2011-м.
Вы начали работать с Юрой Гордоном как раз в Esquire, верно? Я помню типографические фокусы в каждом номере. Это было, кажется, самым ярким из всего на рынке. Как вы сработались?
Знаешь, я испытываю к Юре абсолютный пиетет. Мне нравится, что он не классический шрифтовик. И я мог с ним разговаривать про вещи отвлечённые, брифуя его так же, как я это делал со всеми художниками, иллюстраторами, фотографами и т. д. В силу собственного неофитства я не мог сказать: «Пропорции такие, засечка такая, компенсации только здесь и здесь». Это позже я уже смог брифовать достаточно детально, понимая особенности шрифта. Тогда я ничего про это не знал, мне нужен был образ. Юра не вдавался в глубины проектирования шрифта, делая поверхностно, но это меня полностью устраивало. Потому что я тоже делал стилистическое месиво и не стремился ни к какому выхолощенному чистоплюйству — и был поэтому порицаем всеми, кем только можно.
Юра — прекрасный инструмент, он делал ровно то, что нам требовалось, его лучшие релизы — это всё равно какая-то коллаборация, Макса с ним или моя с ним.
С самого начала у нас были шрифты из американского макета — Village и Diadema Фредерика Гауди, мы их только кириллизовали, и ещё несколько кретинских шрифтов какого-то голландца, который сделал очень странный гротеск. Мы оставили их шрифты на первое время — хотя потом выяснилось, что по лицензии этого не требовалось, но полностью переделали весь макет, ничего не взяв из американского журнала, кроме части шрифтов, названия и логотипа.
Как «Эсквайр» полетел?
Это произошло уже в начале 2005-го. Четвёртый номер Esquire был для нас всех ключевой, переломный. Это тот самый номер, на обложке которого Джон Малкович с пронзительным взглядом. Кстати, мало кто заметил, что в углу глаза у Малковича слеза . Мы сразу поняли, что дело пошло, когда нам стали давать рекламу. Если три первых номера мы жили как бы в кредит, то дальше пошли продажи, и продажи, нужно признать, приличные и даже удивительные. Конечно, это нас очень радовало. Похоже, то, что мы с Филей обсуждали в 2001 году на балконе, замёрзшими пальцами кидая снежки на крышу ресторана «Пушкин» и на подъезжающие лимузины, стало реальностью. Невероятное чувство.
Что было после Esquire? Расскажешь про Interni? Это же была абсолютно эстетская история. Удивительно, что он продержался так долго.
Журнал Interni по редакторской и маркетинговой задумке состоял из двух частей. Мы не хотели ставить рекламу во вторую часть журнала принципиально, она состояла сплошь из редакционного контента, собранного на модняцкой рыхлой бумаге. Итальянский Interni был консервативен, мы задали тренд, который подхватило ещё несколько лицензиатов, а потом и сами итальянцы поменяли макет на чуть более современный, а с ним и деление на две части и разные бумаги. Первая часть журнала была на глянцевой меловке, белизна была несильная. Все рубрики были придуманы таким образом, чтобы умещаться в полосу или максимум в две. Редколлегия, собиравшаяся на четыре часа раз в неделю, давала возможность всей команде полностью увидеть продукт и потом в течение двух недель производства заниматься лишь достройкой, тюнингом. В эти четыре часа всё придумывалось с высочайшей концентрацией внимания и очень точным спаррингом между участниками. Веб только-только начинался, и мы как бы играли в него на бумаге.
Вторая часть была рыхлая и очень свободная в плане воздуха, мы компоновали как хотели. Первая итерация макета (2007 – 2009) была без сквозной сетки. Когда я занимался переделкой Harper’s Bazaar, мне удалось промерить номера 60-х годов из архивов Хёрста , и я понял, что старики-макетчики использовали какую-то сквозную систему, которую я долго искал. Я хотел найти решение — и нашёл. Я назвал этот способ сквозной сеткой и начал его сразу же применять.
До Esquire, в Playboy, я думал, что всё строится на целых числах, что мне нужно всё считать в метрических числах. Когда же я стал делать макеты только в пунктах, то сократил погрешность сразу очень сильно. Всё начало сходиться идеально, я кайфовал от ощущения, что помимо классных решений у нас классные тексты иногда и классные картинки. Лучшие авторы хотят с нами работать. При этом, если кто-либо придёт и скажет: «Так, что это за хаос?», я его в порошок сотру. Я могу наглядно доказать, что в стране так никто не делает. Это было достигнуто просто количеством часов. Я обычный человек. В моём случае выигрывают хорошисты, а не гении: они ковыряют, ковыряют, ковыряют и находят. И я нашёл кое-что, что даёт мне понимание параметрии и пропорционирования, методов композиции. Interni — первый журнал, который был сделан технологически качественно.
Поговорим о практике взаимодействия внутри дизайн-команды? Как тебе удаётся вовлекать в работу и точным образом настраивать участников процесса?
У меня есть представление о некоей идеальной рабочей модели. Это именно модель, позволяющая правильно подобранным людям с правильными компетенциями, докрученными в результате совместной работы, на редколлегии иметь сильную и точную сонастройку между участниками. Сонастройка позволяла достичь глубинных, до слёз, инсайтов, которые касались точности, близости образа и смысла, их стыковки. Между редактором и дизайнером происходило глубинное духовное соприкосновение, соединение в единую целостную рабочую единицу.
Дальше очень важную роль играет бриф. Моя методика составления брифа позволяет выбранному человеку, исходя из понимания мной его точки старта, его профессионального и духовного вектора, предложить именно то, что даст ему масштабироваться через мою прикладную задачу. Я опираюсь на глубокое знание человека и его гипотетических возможностей, которые при определённых, очень чётко сформулированных условиях дадут ему реализоваться и раскрыться.
Реализация потенциала — это вообще самая важная штука, позволяющая делать необыкновенные вещи и очень быстро дающая рост людям, которые зачастую не понимают и не знают, но бессознательно жаждут собственного развития. Они ищут, они мучаются из-за невысказанности, и ты им даёшь то, что приносит им мгновенный, часто очень болезненный, но необыкновенный рост.
Я допускаю: то, что они сделают, будет не тем, что я хотел и просил, совершенно другим. Но я могу это адаптировать. Вся остальная моя система — макет, типографика, структура связей — она управляема, я могу её подстроить так, чтобы эти вещи — живые, жизненные, искренние и точные — приняли новое решение. Я говорю: «Это офигенно! Не совсем то, но это круто. Я сделаю свою часть по-другому, хопа!»
Ты построил Campus для дизайнеров на территории своего дома и запустил тренировки Designworkout. Что даёт это тебе в долгосрочной перспективе?
Это вообще чудо. Удивительно, что это произошло и стало реальностью. Без «Яндекса» и без Ильи Сегаловича ничего бы не получилось. Он почему-то поверил в нас и профинансировал строительство и первые два года работы. Студенты там занимались абсолютно бесплатно, проживая в Кампусе по пять недель, имея возможность заниматься с удивительными, очень талантливыми мастерами.
Сегодня принцип отбора на воркаут довольно жёсткий. Сюда попадают те, кто присылает работу вовремя каждый день, делает её выразительно и очень качественно. Даже пятиминутная подача должна быть сделана фантастически качественно. Если человек не понимает эту меру качества, то научить его складывать ручки по росту и карандаши по мягкости, иметь чистую клавиатуру и выровненную стопку бумаг невозможно — это культура взаимодействия с пространством.
Я выбираю тех, кто не просто горит или дёргает меня за рукав, а тех, кто будет сидеть пять ночей подряд, всё равно сделает говно, но будет сидеть и какая-то искра у него пройдёт. Я увижу, где она! Это один из сотни или тысячи, но они приходят, и слава богу.
Практика у Барбанеля для многих дизайнеров послужила сильным толчком к профессиональному развитию. Как ты этого добиваешься?
Я думаю, дело в самом формате менторства, или пестования, мне нравится это старорусское слово. Это слово скрывает один из ключевых фреймворков для взаимодействия в команде, техника называется «дед». Она похожа на отношения двух людей — старшего и младшего,— построенные на доверии.
У отца, как правило, нет времени на детей, увы. Деды же своё отработали, они имеют возможность посвятить остаток жизни внукам. Дед не просто жучит внука, как это делает отец по причине отсутствия времени. Отец, вместо того чтобы поговорить с сыном сердечно, в суете осуждает его за какую-то глупость (не вымыл голову, порвал кроссики, потерял новый мяч). Для деда это чушь, он даже не замечает этого. Деду важно слышать внука, видеть новую жизнь и понимать, что он и внук — это части одной линии, точка А и точка Б.
Дед — это тот, кто не будет говорить ничего супротив, никак комментировать и осуждать, он любит безусловно (если это хороший дед), позволяя внуку раскрыть всю красоту его сущности. Я склонен использовать эту технологию для ребят. Я нигде это особо не афиширую, но я понимаю, что это даёт им возможность быть спокойными, что у них за спиной есть друг, который их не осудит и всегда поддержит. Это даёт нам крепость.
Всё это предполагает очень сильную фокусировку и ответственность. Для проектирования этот момент — один из самых важных. И в нём же подпунктом является нетворкинг — как ребята взаимодействуют друг с другом без меня. Они могут проектировать что-то без меня, настраивая собственные регламенты, и это очень хорошо.
Но всё же главное для меня — это, конечно, передать ребятам понимание, что нужно всегда работать на смысл, важно, чтобы была целостность продукта и мира вокруг, продукта и того, кто им занимается. Нужно, чтобы был слышен смысл! И совершенно не тот, что содержится в клиентском продукте, который я переделываю, а тот самый Большой смысл, свидетельствующий о моём крошечном, микроскопическом, мусорном, безмозглом уровне, о присутствии Бога вокруг. Всё. Это единственная моя цель как в проектировании, так и в менторской практике.
Я могу видеть целостность продукта и переходить на слои очень быстро — это вопрос тренировки ума. Я могу регулировать глубину проникновения в образ, скорость, зумировать, обходить, не теряя внимания и находя нелинейные связи между компонентами системы. Дизайнеры приходят, по сути, ровно за этим.
Расскажи о журнале «Эрмитаж». Я знаю, что это был непростой проект. Вышло всего два номера, из которых удачным ты считаешь только один. На чём ты строил макет, как тебе в голову пришли эти дикие конструкции и образы?
Понимаешь, я ведь не исхожу из материалов в макетировании. Я опирался на блюпринт, то есть на развёрнутое повествование о структуре издания, внутренних смысловых связях между компонентами и о той суперзадаче, которую эти компоненты в каждой рубрике должны выполнять. Я увидел организм издания, который представлял собой пространство, как будто австралийский скрэб — ты заходишь и видишь кучу веток, эти ветки соединены. Ощущение, что ты вошёл в очень плотную нейронку. У тебя куча связей, и ты должен их учитывать в макете таким образом, чтобы они раскрылись и интерфейс журнала был понятен. UX был всегда! Просто термин стал популярным в последние десять лет, а этим все, собственно, и занимались, проектируя.
На протяжении всей жизни я тяну за одни и те же нитки. Я их просто вытягиваю дальше и дальше. Кстати, через десять лет после того, как мы сделали шрифт для «Эрмитажа», я позвонил Юре и сказал: «Юр, наш заказчик — посольство Ирландии, давай этот шрифт сдадим ирландцам, добавим туда разной жути, которая бы идентифицировалась ими как национальная». На протяжении долгих лет это одни и те же игроки, у которых жизнь развивается благодаря проектам.
Содержательная часть «Эрмитажа» до нашего вторжения в редакцию была любопытной, а для многих и вовсе безумной, но если копнуть глубже, наверное, мне было скучновато с ними. Я был увлечён, радовался каждому номеру, но при этом содержательная и образная целостность впервые была достигнута только Серёжей Монаховым, мы его пригласили редактором на второй номер. Это была вспышка Серёгиного гения. Мне нравился его невероятный безумный ум. Мы были все на своих местах: я не лез, он не лез, мы просто сотрудничали, думали, ужасались вместе. Это был очень глубокий процесс. Но на уровне решений он был не такой крутой, как смысл. Понимаешь, во всех хороших работах (а их очень мало) всегда главную роль играют два обстоятельства, которые обеспечивают скорость и выразительность,— это, безусловно, дружба и муза.
В макете «Эрмитажа» гротеск Fugue Радима Пешко прозвучал довольно громко и вышел далеко за его пределы, о нём (о вас) говорили много и с энтузиазмом. Что дал этот шрифт тебе и макету?
Макет уточнялся два номера, белый был пилотный, в целом неудачный. Делая второй номер, мы учли всё и сделали совершенно другой журнал. Плюс Радим Пешко анонсировал кириллицу Fugue, и не было нужды пользоваться контрафактной — на моём пути к отказу от пиратства это было очень вовремя. Понятия «макет» на самом деле в журнале «Эрмитаж» нету. Там нет шаблонов и компоновочных схем, в основном просто размерности шрифтов и отношения элементов. Сам макет построен на сквозной сетке с шагом модуля 5,834 мм, который является и межколонником. Внешние отступы также подчинены этому модулю, что даёт образу актуальную для 2010 года остроту. Этот номер там, по-моему, никому не понравился. Кроме Пиотровского. Остальные не догоняют, кому и зачем всё это нужно. Пиотровский, удивительный человек, подписал этот макет в печать. Я бы не подписал, будь я на его месте.
Мне запомнилось интервью с Олегом Каравайчуком из второго номера. Макет и типографика удивительно точно совпадают с эксцентричной личностью композитора и его повествованием.
Это великий сюжет! В этом материале Каравайчук сам выступил типографом, выделив в вёрстке необходимые по смыслу (и звучанию) акценты и определив всю композицию публикации. Номер выпускался, когда эпоха фантазийных шрифтов-гибридов была ещё призрачным будущим. На заходной полосе — попытки дополнить кассу Fugue альтернативными знаками для поддержки той дикости, которую Каравайчук устроил внутри. Вариации текстовых размеров — от 6,3 до 27 пт. Ждан принимал участие в разметке и был в восторге от процесса.
Из последних работ был макет журнала «Искусство кино»? Насколько я понял, проект не приняли и всё ушло в стол. Вещь могла получиться современная и дерзкая. Расскажи подробнее.
«Искусство кино» — легендарный советский журнал. Он выходит с середины 20-х годов. Идея переосмыслить и возродить образ журнала для меня идеальная. Я люблю работать со старьём, вытаскивать из него всю силу сделанного, прожитого и пересаживать это в нашу реальность, в сегодняшнюю землю. Понимаешь, это даже не совсем про дизайн, это про продолжение традиций, про сохранение культуры, причём той культуры, которая дала фантастические ростки. Мне важны зёрна, я ползаю по планете и собираю их как могу. Поэтому для макета я находил сначала референсы из 60-х, 70-х, журналы о кино, искусстве, которые делали старики.
Проведя небольшое изыскание, я незначительно скорректировал высоту и ширину, выступая скорее службой санации, нежели пионером графдизайна. Ломать ничего не хотелось, но казалось, что нужно уточнить: последняя итерация макета выглядела совсем случайной. Я отрезал ширину и добавил высоту, получилась пропорция кинокадра — 1:1,37.
Что происходит с набором? Вы решили журнал набрать на печатной машинке?
Ну почти. Смотри, в итоге у нас в макете три шрифта: Repro Dot, Repro Typewriter с «залипами» и просто обычный Repro Regular для самого спокойного набора, все Вовкины. Комплект в рамках одной гарнитуры даёт невероятное богатство набора, но мы остаёмся в одних пропорциональных отношениях, и если говорим о серебре набора — о наборе как плотности и тектонике,— то эти параметры у них схожи. Мы находимся внутри отдельной шрифтовой экосистемы и за неё не выходим.
«Искусство кино» — это попытка увидеть, что находится внутри кинематографической кухни. Опытному зрителю-фанату очень важно, чтобы мы рассказали историю не поверхностно. Раньше машинка была предтечей дальнейшей публикации. В определённую эпоху эта же машинка выдавала результат простым копированием. На этом был построен весь самиздат. И самиздат как антагонист общему медийному стриму в нашем случае казался хорошей метафорой.
Hearst Corporation — издательский трест Хёрста, основанный Уильямом Хёрстом в 1887 году. Штаб-квартира в Нью-Йорке. Семейство Хёрстов активно участвует в управлении компанией.
Олег Николаевич Каравайчук (1927– 2016) — композитор, дирижёр, пианист, музыкант-импровизатор, автор музыки ко многим кинофильмам и спектаклям. Сотрудничал с такими режиссёрами, как Василий Шукшин, Сергей Параджанов, Кира Муратова.
Hearst Corporation — издательский трест Хёрста, основанный Уильямом Хёрстом в 1887 году. Штаб-квартира в Нью-Йорке. Семейство Хёрстов активно участвует в управлении компанией.
Мы придумали себе машинку — её название, человека, который работает с ней, пишет сценарии и зарисовки. Я начал представлять, как каретка работает, как литеры бьют по ней, как она реагирует на удары, скрипит ли, летает, залипают ли у неё буквы — насколько она целостна как механизм. Знаешь, когда что-то интересное есть в голове, мы очень быстро стараемся это записать, чтобы не забыть. Как это происходит, когда мы пользуемся печатной машинкой? Наверное, очень быстро, сильно и уверенно бьём. Всё это влияет на оттиск, готовый печатный материал. Мы поняли, что всё это должно быть в шрифте на уровне вариативности букв. Когда ты поймал образ за хвост, начинаешь его быстро записывать — это очень грязные, вбитые в бумагу буквы. Внутри этого материала появляется сильнейшая вибрация. Всё дребезжит и кричит.