«Книга глазами дизайнера»: глазами не «ведущего», но разборчивого дизайнера

30 декабря 2016

Текст

Владимир Кричевский

«Кни­га гла­за­ми ди­зай­не­ра»:
гла­за­ми не «ве­ду­ще­го»,
но раз­бор­чи­во­го ди­зай­не­ра



Из­да­ние не долж­но бы­ло по­хо­дить на «нор­маль­ную» кни­гу,
об­лож­ка долж­на быть не­по­нят­ной или че­го-то не­до­го­ва­ри­вать, а все эле­мен­ты (по­ло­са на­бо­ра, по­ля, ко­лон­циф­ра, ра­бо­та
с ил­лю­стра­тив­ным ма­те­ри­а­лом) долж­ны быть «на гра­ни».

М. Ро­дин, из ка­та­ло­га вы­став­ки




В Ива­нов­ском за­ле РГБ от­кры­та (до мар­та) вы­став­ка Кни­га гла­за­ми ди­зай­не­ра: ве­ду­щие ди­зай­не­ры кни­ги пред­став­ля­ют ра­ри­те­ты из со­бра­ния Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки и свои ра­бо­ты.

Эта за­мет­ка осно­ва­на на пер­вом (све­жем, спон­тан­ном) и весь­ма об­щем впе­чат­ле­нии. Вер­ни­саж­ность сво­е­го взгля­да вос­пол­няю при­дир­чи­вым чте­ни­ем ка­та­ло­га. К то­му же уви­ден­ное ока­за­лось ожи­да­е­мым и при­выч­ным. По­се­му я вы­ну­жден по­вто­рять­ся и вы­хо­дить за рам­ки те­мы. Пи­шу по пунк­там, что­бы бы­ло по­ко­ро­че и, на­де­юсь, по­яс­нее. Рас­счи­ты­ваю преж­де все­го на чи­та­те­ля жур­на­ла «Шрифт», ко­то­рый на­вер­ня­ка уже по­бы­вал на вы­став­ке.

1 Каж­дый из де­ся­ти ди­зай­не­ров пред­ста­вил око­ло де­ся­ти ра­бот. Каж­до­му да­ли по от­дель­ной вит­ри­не с яр­кой под­свет­кой. «Вит­рин­ность» в по­лу­тём­ном за­ле ни­ве­ли­ру­ет как осо­бен­но­сти ра­бот, так и ин­ди­ви­ду­аль­но­сть ди­зай­не­ров. Или же под­чёр­ки­ва­ет сла­бую вы­ра­жен­ность тех и дру­гих. Она же («вит­рин­ность») за­став­ля­ет обоб­щать. О луч­ших спо­со­бах экс­по­ни­ро­ва­ния об­молв­люсь в пунк­те 5.

Жан­ро­во-те­ма­ти­че­ский ре­пер­ту­ар из­да­ний од­но­ро­ден и симп­то­ма­ти­чен. Он от­ра­жа­ет си­сте­му ин­ве­сти­ци­он­ных и цен­ност­ных пред­по­чте­ний как из­да­те­лей, так и ди­зай­не­ров.

Из 99 вы­став­лен­ных книг две тре­ти — это кни­ги по ис­кус­ству, в основ­ном по «аван­гард­но­му» или «ак­ту­аль­но­му». (По мо­им не толь­ко вы­ста­воч­ным на­блю­де­ни­ям, «ве­ду­щий» ди­зайн осо­бен­но дру­жен с «ак­ту­аль­ным» ис­кус­ством: не­уж­то ар­ти­сти­че­ский эпа­таж — глав­ное в на­шей жиз­ни). На вид­ном ме­сте — пред­ста­ви­тель­ские и пре­стиж­ные из­да­ния. Есть кни­ги для из­бран­ных: фи­ло­со­фия, но­вая по­э­зия, куль­ту­ро­ло­гия. Мель­ка­ют име­на ино­стран­ных ав­то­ров. Всё вме­сте — не­что сред­нее меж­ду, ка­за­лось бы, не­сов­ме­сти­мым: меж­ду так на­зы­ва­е­мой эли­тар­ной кни­гой и смаз­ли­вым «ко­фе-тэйбл-бу­ком».

На вы­став­ке нет ни од­ной кни­ги по ме­ди­ци­не, му­зы­ке, сель­ско­му хо­зяй­ству, на­у­ке. Ни од­но­го сло­ва­ря, учеб­ни­ка, спра­воч­ни­ка. Нет книг для ра­бо­чих, кре­стьян, ин­же­не­ров. Нет из­да­ний на­уч­но-по­пу­ляр­ной ли­те­ра­ту­ры, и, что осо­бен­но горь­ко, нет и книг для де­тей. Прак­ти­че­ски нет из­да­ний ху­до­же­ствен­ной, не го­во­ря о клас­си­че­ской, ли­те­ра­ту­ры. Нет про­стых, де­ло­вых, скром­ных, до­ступ­ных по це­не — сло­вом, «нор­маль­ных» книг. Огром­ная часть рус­ских книг, вклю­чая са­мые ин­те­рес­ные и по­лез­ные, на­хо­дит­ся за пре­де­ла­ми куль­тур­но­го ти­по­гра­фи­че­ско­го осво­е­ния. По­роч­ный круг: «ве­ду­щий» ди­зай­нер за «нор­маль­ную» кни­гу не возь­мёт­ся, из­да­тель та­ко­вую ему не пред­ло­жит, на­шей ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ре нет де­ла до обык­но­вен­но­го.

Итак, пе­ред на­ми па­рад вы­со­ко­бюд­жет­ных и — Шиш­ков, про­сти —за­ве­до­мо экс­клю­зив­ных из­да­ний. В ка­та­ло­ге мель­ка­ет по­шло­ва­тая са­мо­оцен­ка: «при­ят­но взять в ру­ки». В со­вет­ское вре­мя та­кие из­да­ния на­зы­ва­ли осо­бы­ми или по­да­роч­ны­ми, но хрен редь­ки не сла­ще.

Для вы­став­лен­ных книг ха­рак­тер­на, с од­ной сто­ро­ны, не­кая «без­ав­тор­ность» (см. ка­та­лог), с дру­гой — по­вы­шен­ная «ди­зай­нер­ность». По­хо­же, из­да­те­ли бе­рут­ся за не­до­со­чинён­ные кни­ги, де­ле­ги­руя ди­зай­не­рам слиш­ком ши­ро­кие пол­но­мо­чия не толь­ко в ча­сти ил­лю­стри­ро­ва­ния, но и со­чи­не­ния. Имен­но так ро­жда­ет­ся «ди­зай­нер­ская» кни­га (есть та­кое лож­ное по­ня­тие). Ме­ня бес­по­ко­ят два пред­по­ло­же­ния. Во-пер­вых, ди­зай­не­рам вве­ря­ют боль­ше, чем им под си­лу как со­чи­ни­те­лям (су­жу хо­тя бы по ком­мен­та­ри­ям в ка­та­ло­ге). Во-вто­рых, вряд ли каж­дая из вы­став­лен­ных книг по су­ще­ству до­стой­на уча­стия в ней «ве­ду­ще­го» ди­зай­не­ра.

Огра­ни­чи­ва­юсь пред­по­ло­же­ни­я­ми. По­гру­зить­ся в со­дер­жа­ние, в ма­те­ри­ал каж­дой кни­ги у ме­ня нет ни сил, ни воз­мож­но­сти. Быть мо­жет, так же, как и у са­мих «ве­ду­щих» ди­зай­не­ров.

Меж­ду тем вся эта «ди­зай­но­вость» име­ет яр­ко вы­ра­жен­ную ко­ли­че­ствен­ную на­прав­лен­ность. Тут не обой­тись без не­сло­вар­но­го тер­ми­на «на­во­ро­ты». Па­ра­докс: в по­ис­ке ори­ги­наль­но­сти по­ла­га­ют­ся на об­щие ме­ста ин­тер­на­ци­о­наль­ной (то есть за­пад­ной) ти­по­гра­фи­че­ской мо­ды. Это и есть ев­ро­ди­зайн. От ис­тин­но ев­ро­пей­ско­го он от­ли­ча­ет­ся имен­но на­во­ро­чен­но­стью.

Что остаёт­ся по­сле вы­став­ки в по­дав­лен­ном зри­тель­ном со­зна­нии? Фор­си­ро­ван­но тол­стые и боль­шие то­ма, на­шлёп­ки и дыр­ки в пе­ре­плёте, осо­бые спо­со­бы кры­тья и пе­ре­пле­те­ния, за­го­лов­ки, на­пол­за­ю­щие на ко­ре­шок, в ко­нец за­ди­зай­ни­ро­ван­ные ко­реш­ки, гра­фи­че­ски об­ра­бо­тан­ные об­ре­зы и про­чие трю­ки, ас­сор­ти из раз­но­сорт­ных бу­маг, шриф­то­вые сме­си, де­ко­ра­тив­ные ли­ней­ки и ли­не­еч­ки, ис­кус­ствен­но услож­нён­ная вёрст­ка (с мод­ны­ми ны­не дис­со­нан­са­ми), на­вяз­чи­вые ко­лон­ти­ту­лы (ко­то­рые, как пра­ви­ло, во­все не нуж­ны) и эти ма­нер­ней­шие втяж­ки вме­сто аб­зац­ных от­сту­пов. Экс­по­ни­ру­е­мые то­ма при­зва­ны по­да­вить (и по­дав­ля­ют) сво­ей на­руж­но­стью, а рас­кры­ты имен­но в тех ме­стах, где все пре­ле­сти пре­бы­ва­ют в наи­боль­шем и са­мом жи­во­пис­ном скоп­ле­нии.

Ни­кто не хо­чет или не мо­жет ис­кать со­вер­шен­ства и са­мо­вы­ра­жать­ся на осно­ве прин­ци­па бла­го­сло­вен­ной до­ста­точ­но­сти! В хо­ду толь­ко плюс-приём. Сдер­жан­ность, кор­рект­ность, не­при­тя­за­тель­ность яв­но не в це­не у «ве­ду­щих» ди­зай­не­ров.

Ко­го и ку­да ве­дут? Сре­ди ис­кус­ство­вед­че­ских опре­де­ле­ний са­мые пу­стые — с них не­ред­ко на­чи­на­ют­ся твор­че­ские пор­тре­ты — «из­вест­ный», «на­гра­ждён­ный та­ки­ми-то при­за­ми», «ве­ду­щий».

На пер­вой вы­став­ке в Ива­нов­ском за­ле, чуть ли не пер­вой за пост­со­вет­ские го­ды кол­лек­тив­ной экс­по­зи­ции гра­фи­че­ско­го ди­зай­на, хо­те­лось бы ви­деть не де­сять, а сто ди­зай­не­ров. Не обя­за­тель­но «ве­ду­щих» и всех вме­сте. Каж­до­му по кни­ге (это­го до­ста­точ­но) и в по­ряд­ке, от­ве­ча­ю­щем ка­ко­му-то су­ще­ствен­но­му или су­гу­бо фор­маль­но­му прин­ци­пу-при­зна­ку.

Но ведь не­что по­доб­ное не­де­лю на­зад за­ме­че­но в «Фа­лан­сте­ре», в книж­ном ма­га­зи­не. И пред­ста­ви­тель­ность экс­по­зи­ции, и не­за­тей­ли­вый (со­вер­шен­но без­за­трат­ный) спо­соб вы­клад­ки, и воз­мож­ность всё раз­гля­деть — по всем этим па­ра­мет­рам экс­по­зи­ция в ма­га­зи­не вы­иг­рыш­ней и да­же эф­фект­ней, чем вы­став­ка «ве­ду­щих». Впро­чем, в Ива­нов­ском за­ле пре­ду­смот­ре­на биб­лио­те­ка. Так сто­и­ло ли её ду­бли­ро­вать вит­ри­на­ми? Не луч­ше ли бы­ло пре­вра­тить в биб­лио­те­ку всю вы­став­ку? И во­об­ще, нуж­ны ли вы­став­ки и кон­кур­сы ди­зай­на?

Я бы пред­почёл ви­деть хо­ро­шие гра­фи­че­ские про­дук­ты по­всю­ду: до­ма, на служ­бе и про­из­вод­стве, в ма­га­зи­не и биб­лио­те­ке, ко­неч­но, на ули­це. В ре­аль­ной рус­ской жиз­ни! Это бы, кста­ти, по­спо­соб­ство­ва­ло же­лан­ной кон­крет­но­сти су­жде­ний.

В осно­ва­нии вы­став­ки (на пер­вом эта­же) — со­бра­ние ред­ко­стей из фон­дов РГБ. Ди­зай­не­ры ото­бра­ли их, ис­хо­дя из пред­ло­же­ний-пред­по­чте­ний биб­лио­те­ки и соб­ствен­ных по­зна­ний, есте­ствен­но, огра­ни­чен­ных и схо­жих с по­зна­ни­я­ми биб­лио­те­ка­рей. Ко­неч­но, все бо­гат­ства Ле­нин­ки фи­зи­че­ски не мог­ли стать по­лем для от­бо­ра. Од­на­ко ме­ня удру­ча­ет про­грамм­ная уста­нов­ка на ра­ри­тет­ность. В ре­зуль­та­те воз­ник­ла вы­став­ка об­щих и, стро­го го­во­ря, слу­чай­ных мест: Ре­нес­санс, ба­рок­ко, «фу­тур­ня» и мно­го­дель­ные ста­лин­ские увра­жи. В но­вин­ку раз­ве что толь­ко вос­точ­ная эк­зо­ти­ка. Не обо­шлось без Ко­ро­лев­ской астро­но­мии, Тан­го с ко­ро­ва­ми, Ска­за про два квад­ра­та, Ком­со­мо­лии, Ка­че­ствен­ной ста­ли. Про­пу­ще­ны це­лые куль­тур­ные пла­сты, эпо­хи, стра­ны. Со­вре­мен­ный За­пад пред­став­лен од­ной лишь из­ряд­но на­до­ев­шей Лы­сой пе­ви­цей. Мно­го за­ме­ча­тель­но­го оста­лось за скоб­ка­ми в си­лу «нор­маль­но­сти», не­ве­до­мо­сти или не­до­ста­точ­ной при­год­но­сти к экс­по­ни­ро­ва­нию. Не­мно­гие кни­ги из­бе­жа­ли гру­бо­ва­той биб­лио­теч­ной об­ра­бот­ки: луч­шей уча­сти удо­сто­и­лись имен­но «ко­ли­че­ствен­ные» ве­щи. Они-то и по­па­ли на вы­став­ку. В фо­ку­се вни­ма­ния ока­за­лись в основ­ном ве­щи, «на­во­ро­чен­ные» по-ста­рин­но­му, по-аван­гард­но­му, по-вос­точ­но­му. В ча­сти от­бо­ра «ра­ри­те­тов» ди­зай­не­ры по­сту­пи­ли, в сущ­но­сти, так же, как и в соб­ствен­ном твор­че­стве.

7 О хо­ро­шем На вы­став­ке вы­год­но вы­де­ля­ют­ся из­да­тель­ские се­рии Ана­то­лия Гу­се­ва, не­ко­то­рые кни­ги «АВ­С­ди­зай­на» (Дмит­рий Мордвин­цев, Мак­сим Ро­дин) и, по­жа­луй, стенд Ан­ны Нау­мо­вой и Ки­рил­ла Бла­го­дат­ских, прин­ци­пи­аль­но от­ка­зав­ших­ся от пред­став­ле­ния на­руж­но­сти из­да­ний.

Ка­та­лог вы­став­ки ин­фор­ма­ти­вен, вня­тен и, к сча­стью, обошёл­ся без ти­по­гра­фи­че­ских на­во­ро­тов (не­воль­но вспо­ми­наю бе­лый аль­бом «The Beatles», 1967).

В гра­мот­но­сти, ма­сте­ро­ви­то­сти и осве­дом­лён­но­сти всех «ве­ду­щих» ди­зай­не­ров со­мне­вать­ся не при­хо­дит­ся, и очень хо­ро­шо, что есть ди­зай­не­ры, за­ня­тые упа­ков­кой рус­ских тек­стов, а не су­ха­ри­ков «Хрус-team».

И на­ко­нец, со­всем от­влечён­ное су­жде­ние, гро­зя­щее то ли смяг­чить, то ли об­острить мой скеп­сис: да, очень мно­гие хо­ро­шие кни­ги не охва­че­ны ни «ве­ду­щи­ми», ни «ве­до­мы­ми» ди­зай­не­ра­ми, но это не­ред­ко идёт им (кни­гам) на поль­зу.

Колонка
Кричевский
Выставка
4811