Шрифт без типографики

18 января 2017

Текст

Мария Дореули

Шрифт без ти­по­гра­фи­ки

Ин­те­рес к бук­вам в по­след­ние го­ды стре­ми­тель­но растёт. Растёт он во всём ми­ре, но в на­шей стра­не про­цесс ещё бо­лее оче­ви­ден на фо­не пред­ше­ству­ю­ще­го ему пе­ри­о­да без­раз­ли­чия и за­стоя. По­яв­ля­ют­ся шриф­то­вые шко­лы, про­во­дят­ся шриф­то­вые и око­лошриф­то­вые ин­тен­си­вы, кон­кур­сы, фе­сти­ва­ли, кон­фе­рен­ции. Ка­за­лось бы, ажи­о­таж во­круг шриф­то­вой те­мы дол­жен ра­до­вать, но у ме­ня со­здаёт­ся впе­чат­ле­ние, что от­расль раз­ви­ва­ет­ся слиш­ком уж стре­ми­тель­но и не­по­сле­до­ва­тель­но.

Шриф­то­вой ди­зайн на­би­ра­ет по­пу­ляр­ность, в то вре­мя как ди­зай­не­ров, зна­ю­щих толк в ти­по­гра­фи­ке, по-преж­не­му еди­ни­цы. Са­мый про­стой по­ка­за­тель — книж­ные ма­га­зи­ны, где на ти­по­гра­фи­ку боль­шин­ства пред­став­лен­ных книг без слёз не взгля­нешь. Оче­вид­но, что у ди­зай­не­ров от­сут­ству­ет по­ни­ма­ние, что та­кое по­ло­са на­бо­ра. Ка­кие уж тут шриф­ты!

Я свя­зы­ваю это с тем, что у нас по-преж­не­му нет учеб­но­го за­ве­де­ния, ко­то­рое име­ло бы пол­но­цен­ный курс, по­свя­щён­ный ти­по­гра­фи­ке. Не ве­чер­нее, не до­пол­ни­тель­ное об­ра­зо­ва­ние, а пол­но­цен­ный ба­ка­ла­ври­ат с изу­че­ни­ем ис­то­рии, эво­лю­ции тех­но­ло­ги­че­ских про­цес­сов, а глав­ное — прак­ти­кой вы­со­кой пе­ча­ти. Ни у од­но­го ву­за нет дей­ству­ю­щей ма­стер­ской вы­со­кой пе­ча­ти! Боль­шин­ство су­ще­ству­ю­щих про­грамм с гром­ким на­зва­ни­ем «ти­по­гра­фи­ка» — уз­ко­на­прав­лен­ные, крат­ко­сроч­ные, по­верх­ност­ные и рас­счи­та­ны на низ­кий по­рог вхо­да, а са­ма про­грам­ма огра­ни­чи­ва­ет­ся осво­е­ни­ем тех­ни­че­ской сто­ро­ны во­про­са и от­ра­бот­кой мод­ных приёмов. В то вре­мя как эта об­ласть очень глу­бо­кая, и, на мой субъ­ек­тив­ный взгляд, зна­ния тут не­об­хо­ди­мы фун­да­мен­таль­ные.

При этом мы ви­дим, как лю­ди учат­ся ри­со­вать соб­ствен­ные шриф­ты, не имея ни это­го са­мо­го фун­да­мен­та, ни чёт­ко­го пред­став­ле­ния о том, за­чем, как и где шрифт ра­бо­та­ет. Как мож­но при­ду­мать те­му шриф­то­во­го про­ек­та, сп­ла­ни­ро­вать со­став шриф­то­вой се­мьи, её зна­ко­вый со­став, ко­гда ты име­ешь лишь смут­ное пред­став­ле­ние, что в дей­стви­тель­но­сти не­об­хо­ди­мо для то­го или ино­го про­ек­та?

Важ­ны ли для шриф­то­ви­ка глу­бо­кие по­зна­ния в об­ла­сти ти­по­гра­фи­ки и гра­фи­че­ско­го ди­зай­на? И обя­за­тель­но ли для хо­ро­ше­го гра­фи­че­ско­го ди­зай­не­ра, ти­по­гра­фа уме­ние про­ек­ти­ро­вать шрифт? На пер­вый во­прос я от­ве­чу: на мой взгляд, да. На вто­рой — ду­маю, что во­все не обя­за­тель­но.

Я со­мне­ва­юсь, что со­зда­ние шриф­та — это глав­ный пра­виль­ный путь к изу­че­нию ти­по­гра­фи­ки. Нет, я ни в ко­ем слу­чае не ос­па­ри­ваю не­об­хо­ди­мость шриф­то­во­го об­ра­зо­ва­ния, но став­лю под во­прос изо­ли­ро­ван­ную ра­бо­ту над шриф­том. Шриф­то­вое об­ра­зо­ва­ние долж­но быть в обя­за­тель­ном по­ряд­ке ин­те­гри­ро­ва­но в обу­че­ние гра­фи­че­ско­му ди­зай­ну (в каж­дое без ис­клю­че­ния!) и плюс к это­му (в иде­а­ле) су­ще­ство­вать в фор­ма­те ас­пи­ран­ту­ры, но при обя­за­тель­ном усло­вии вы­со­ко­го по­ро­га при по­ступ­ле­нии.

Шрифт и ти­по­гра­фи­ка — это не од­но и то же. Шриф­то­вой ди­зайн ра­ди шриф­то­во­го ди­зай­на бес­смыс­ле­нен. Шрифт — это не арт-объ­ект, ко­то­рый ста­вят на пол­ку и лю­бу­ют­ся, шрифт — это ин­стру­мент со сво­и­ми осо­бен­но­стя­ми. Зна­ком­ство со шриф­том на­чи­на­ет­ся с изу­че­ния об­ла­сти его при­ме­не­ния, ме­ха­низ­мов и тон­ко­стей ра­бо­ты с ним.

Но­вую гар­ни­ту­ру на­чи­на­ют ри­со­вать, ко­гда ощу­ща­ют не­до­ста­ток сре­ди су­ще­ству­ю­щих, а не ра­ди са­мо­го про­цес­са. Пер­вый во­прос, ко­то­рый сто­ит се­бе за­дать до на­ча­ла ра­бо­ты, — за­чем? За­чем и ко­му ну­жен этот шрифт? В ка­кой сре­де он бу­дет ра­бо­тать и ка­кие за­да­чи ре­шать? Ка­ким дол­жен быть его ри­су­нок, что­бы он функ­ци­о­ни­ро­вал наи­луч­шим об­ра­зом?

Ко­ли­че­ство ди­зай­не­ров, ко­то­рые зна­ко­мы с про­ек­ти­ро­ва­ни­ем шриф­та и со­зда­ют но­вые шриф­то­вые про­ек­ты, рас­тет. Но пе­рей­дёт ли ко­гда-ни­будь ко­ли­че­ство шриф­тов в их ка­че­ство? А глав­ное, пе­рей­дёт ли ко­ли­че­ство су­ще­ству­ю­щих до­стой­ных шриф­тов на рын­ке в ка­че­ство ти­по­гра­фи­ки? На мой взгляд, и то и дру­гое воз­мож­но толь­ко при усло­вии по­яв­ле­ния та­лантли­вых ти­по­гра­фов и гра­фи­че­с­ких ди­зай­не­ров.

В си­ту­а­ции, ко­гда спе­ци­а­ли­стов, спо­соб­ных со зна­ни­ем де­ла ра­бо­тать со шриф­та­ми, мож­но пе­ре­счи­тать по паль­цам, бу­дет ли кри­те­рий ка­че­ства иг­рать опре­де­ля­ю­щую роль при вы­бо­ре шриф­та? Ко­неч­но, нет. И во­об­ще, ка­че­ство шриф­та — да­ле­ко не един­ствен­ное, что опре­де­ля­ет ка­че­ствен­ную ти­по­гра­фи­ку.

Пой­ми­те ме­ня ­пра­виль­но, моя цель — не по­жа­ло­вать­ся на то, что все пло­хие. Я хо­чу обра­тить вни­ма­ние на раз­ни­цу меж­ду по­ня­ти­я­ми «шрифт» и «ти­по­гра­фи­ка», по­рас­су­ждать об их вза­и­мо­дей­ствии, вза­и­мо­дей­ствии двух про­фес­сий. Ди­зай­нер и шриф­то­вик вос­при­ни­ма­ют шрифт по-раз­но­му, с раз­ны­ми эмо­ци­я­ми и раз­ной сте­пе­нью по­гру­же­ния. Про­фес­сия гра­фи­че­ско­го ди­зай­не­ра, ти­по­гра­фа под­ра­зу­ме­ва­ет спо­соб­ность чув­ство­вать шрифт, его об­раз, быть вни­ма­тель­ным к де­та­лям и, без­услов­но, знать ис­то­рию.

Но бо­юсь, что для боль­шин­ства ка­че­ство — по­ня­тие слиш­ком эфе­мер­ное и не­мо­не­ти­зи­ру­е­мое, за ка­че­ствен­ную ти­по­гра­фи­ку по­ка от­дель­но не пла­тят, кон­суль­та­ции ти­по­гра­фа или шриф­то­во­го ди­зай­не­ра ма­ло кто счи­та­ет не­об­хо­ди­мы­ми. Точ­но так­же мож­но на­ри­со­вать ка­кой угод­но шрифт или да­же про­сто ско­пи­ро­вать су­ще­ству­ю­щий об­раз и до­ба­вить к не­му ки­рил­ли­цу. Как по­ка­зы­ва­ет прак­ти­ка, на каж­дый про­дукт бу­дет своя ауди­то­рия, на лю­бой шрифт най­дёт­ся свой обо­жа­тель, а на успех то­го или ино­го шриф­та вли­я­ет мно­же­ство фак­то­ров, и ка­че­ство — да­ле­ко не са­мый важ­ный сре­ди них.

Колонка
Мария Дореули
17800